В одном из комментариев рассказали про шахтёрского сыночка анекдот, концовка которого однажды точь-в-точь случилась с моим коллегой. Работали на добычном участке, вентиляционный штрек у нас выходил в бывший карьер угольного разреза. Открытая добыча ушла дальше в тайгу, а под старыми карьерами открыли шахту.
Устроился к нам ГРП'шником на участок молодой парнишка, дали ему в руки БСЛ и вперёд – ленту чистить. Чем он прилежно и занимался.
Тут нужно отметить один момент: в лаву ГРОЗ'ы ходили по вентиляционному штреку, ГРП вместе с доставщиками спускался в шахту по уклону до конвейерного штрека своего участка (вертикального ствола в шахте не было). Насколько помню, доставщики у нас всегда работали с утра, но одно время они ходили в третью смену. С чем это было связано – не знаю, но это было. Звеньевой очень удивился, когда после выходного они вышли с нами в третью смену. Затем мы по скользящему графику перешли в другую смену, а доставщики так и остались в третьей. Правда, «третьесменка» у доставщиков длилась не очень долго, после чего они «вернулись» снова в первую смену. Данная история приключилась именно в период «третьесменки».
Как-то раз один из доставщиков то ли на больничный ушёл, то ли без содержания взял – не суть важно. На помощь рабочему отправил начальник гээрпэшника – пусть учится и опыт перенимает. Доставщик не возражал – парень шустрый, трудится на совесть, от работы не отлынивает. Пасмурным, осенним вечером приехали на вахтовке в тайгу, как всегда спустились в шахту по уклону, полсмены занимались доставкой на конвейерном штреке. Вторую половину смены предстояло доставлять лес для верхней ниши на вентиляционном штреке.
Зашли в лаву – комбайн рубит, ребята секции двигают. По струе выше комбайна пыль стоит плотным «туманом». Поднялись наверх, вышли на вентиляционный штрек и направились к устью. Шли долго; по мере удаления от лавы концентрация пыли в исходящей струе постепенно снижалась. Доставщик шёл первым, ГРП следовал за ним. Молодой рабочий никогда не был в этой выработке и понятия не имел, что там впереди. Он крутил головой налево-направо и вверх-вниз, с интересом подмечая особенности – тут откливажился и лежит под бортом здоровенный кусок угля, там в кровле провисла мешком сетка-рабица, а здесь невесть откуда взялась небольшая мульда, хотя вода ниоткуда не капает и нет водяного става.
В какой-то момент путешествия борта и кровля вдруг... пропали, осталась лишь почва под ногами. Круть-верть головой по сторонам – нет бортов, посмотрел наверх – луч света от светильника растворился в непроглядной мгле. На мгновение ГРП'шник опешил:
– И-и-и.., да тут крепить и крепить!
Доставщик возразил:
– Не-е, у нас леса столько нет, чтобы такой купол забутить, – доставщик остановился, присел на штабель с пиломатериалом, достал из кармана сигарету, закурил. – Давай чуток перекурим и дальше будем работать. А небо, – доставщик указал вверх рукой с зажатой в пальцах сигаретой, – Небо до нас висело над землёй мильярды лет и ещё столько же провисит – не упадёт. Садись, закуривай.
Парнишка сел рядом, всё ещё недоумённо оглядывая таинственные просторы, насколько позволял их увидеть свет светильника. Явно понимая, что это уже не шахта, он спросил напарника:
– А мы где?
– В карьере. Слышишь, БелАЗы работают?
Действительно, где-то далеко урчали карьерные самосвалы. Из-за пасмурной погоды на небе не было видно ни одной звёздочки и чёрная тьма заполнила всё пространство, поначалу напрочь сбив с толку молодого шахтёра. Кстати, история записана с его слов.
P.S. Вот тут можно прочитать анекдот от нашего коллеги.