С экранов телевизоров нам упорно навязывают мем «хороший директор - без пенсии не оставит». В этой, казалось бы, понятной позиции на самом деле и скрыт главный секрет российской пенсионной системы.
И этим большим секретом для граждан является размер пенсионных отчислений и способ их исчислений!
Налоговая система устроена таким образом, что подавляющее большинство российских граждан НЕ ЗНАЕТ и не хочет знать сколько за них государству перечисляет работодатель, а эта сумма составляет до 50% от заработной платы!
То есть фактически работодатель выполняет не только функции налогового агента, то есть исчисляет и перечисляет пенсию за работника, но и является удобной и главное управляемой ширмой, за которой от граждан прячется государство.
В отличии от 13 % подоходного налога, который исчисляется и удерживается из заработной платы работника, что всегда отражается в расчётном листке, расчёт пенсионных отчислений для работника не прозрачен и главное - они не удерживаются из заработной платы работника, а начисляются поверх её и являются дополнительным расходом для работодателя.
Казалось бы от смены мест слагаемых сумма не меняется и все размеры пенсий опубликованы, но именно такой способ исчисления, то есть отсутствие в расчетной ведомости удерживаемой суммы денег — принципиально меняет отношение у всех сторон к этим суммам.
При таком расчете у работника не возникает ощущения, что у него что-то забрали из его кровно заработанных и, соответственно, это формирует у него фактически безразличное отношение к пенсионным отчислениям, для него это становится проблемой работодателя в отношениях с государством.
Государству выгоден именно такой способ пенсионных отчислений, так как если у каждого работника оно будет забирать до 50% его зарплаты, то работник очень быстро и активно спросит его за них и очень скоро поймёт, что ПФР сильно напоминает МММ, где деньги одних идут на выплаты предыдущим.
В существующей системе размер фактически выплачиваемой пенсии в конкретный день волнует только тех, кто эту пенсию получает и вынужден на неё выживать, а у тех, из размера заработной платы которых её исчисляют, уже давно сложилось четкое понимание, что их пенсия точно не будет зависеть от их сегодняшних выплат и поэтому платить её нет никакого желания.
А работодатель, в первую очередь предприниматель, вообще чувствует себя крайним, ему нужно и выживать и развиваться, а его свели лицом к лицу со всеми государственными органами, обложив административной и уголовной ответственность, приправив все это маркетинговым образом «плохой-хороший директор».
Таким образом государство перекладывает с себя на работодателей и моральную и финансовую ответственность перед сотрудником за его пенсию завтра, а самое главное перед теми людьми кому выплачивает пенсию сегодня.
Сегодняшние пенсионеры - люди, которые своим трудом и здоровьем создали все те активы, которыми живет наша страна и на которых зарабатывают госкорпорации. Размер пенсии и уровень жизни этих людей САМЫЙ главный показатель пенсионной системы и социальной ответственности общества в целом!
Повысить пенсионный возраст для этих людей, мотивируя это увеличением срока жизни - это значит просто обокрасть их! Повысить пенсионный возраст для людей сегодня-завтра выходящих на пенсию это не решение проблемы.
Необходимо менять саму систему взаимоотношений участников пенсионной системы и их мотивацию на уплату пенсионных отчислений. Нужно назвать вещи своими именами, не лукавить и сделать пенсионную систему прозрачной, тем самым создать социальную ответственность граждан друг перед другом.
Так, например, необходимо разделить пенсионные отчисления на две части.
Первая часть - это налог на содержание пенсионеров вышедших на пенсию до 2020 года и назвать его «Родительским налогом». Исчислять его как подоходный налог путём вычета из дохода. Размер этого налога должен зависеть от возраста, больше для молодых, меньше - для старших и от сферы деятельности в зависимости от использования природных ресурсов и активов, созданных «родителями».
Вторая часть - отчисления уже на свою пенсию, но также путём вычитания из дохода. Размер этих отчислений должен зависит от вариантов накопления и также обязательно от возраста гражданина.
Такой способ исчислений в корне поменяет отношение и граждан и работодателей к пенсионным отчислениям и создаст большой спрос за них с государства, а вот готово ли оно к этому - вот это вопрос?
А что по этому поводу думаешь ты?
Жми на палец вверх, подписывайся, комментируй.