Найти в Дзене
Музыкальная эйфория

Почему людям так нравится слушать музыку?

Музыка движет людьми всех культур так, как этого не происходит с животными. Никто на самом деле не понимает, почему прослушивание музыки может вызвать такое глубокое полезное воздействие на организм, хоть она и не имеет физической потребности, в отличие от близости или еды. Невролог Валори Салимпур и ее команда пытаются выяснить это с помощью аппарата для сканирования мозга. Во время прослушивания ранее не известного классического произведения разные люди демонстрируют одинаковые схемы активности в определенных зонах мозга, это похоже на некоторый уровень универсального опыта, сообщают исследователи. Спустя какое-то время Валори провела еще один эксперимент по сканированию мозга, в котором участники прослушивали песни, вызывающие у них "гусиную кожу" или озноб (думаю, каждому знакомо это ощущение). Затем исследователи вводили им радиоактивный индикатор, который связывается с рецепторами дофамина (химического вещества, которое участвует в мотивации и вознаграждении). С помощью этой тех

Музыка движет людьми всех культур так, как этого не происходит с животными. Никто на самом деле не понимает, почему прослушивание музыки может вызвать такое глубокое полезное воздействие на организм, хоть она и не имеет физической потребности, в отличие от близости или еды.

Источник: https://pixabay.com/ru/photos/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0-hifi-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA-%D0%B0%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BE-2016915/
Источник: https://pixabay.com/ru/photos/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0-hifi-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA-%D0%B0%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BE-2016915/

Невролог Валори Салимпур и ее команда пытаются выяснить это с помощью аппарата для сканирования мозга. Во время прослушивания ранее не известного классического произведения разные люди демонстрируют одинаковые схемы активности в определенных зонах мозга, это похоже на некоторый уровень универсального опыта, сообщают исследователи.

Спустя какое-то время Валори провела еще один эксперимент по сканированию мозга, в котором участники прослушивали песни, вызывающие у них "гусиную кожу" или озноб (думаю, каждому знакомо это ощущение). Затем исследователи вводили им радиоактивный индикатор, который связывается с рецепторами дофамина (химического вещества, которое участвует в мотивации и вознаграждении). С помощью этой техники позитронно-эмиссионной томографии (или коротко ПЭТ), исследователи показали, что через 15 минут после того, как участники прослушали свою любимую песню, уровень дофамина сильно возрастал.

Эволюционно, дофаминовая система появилась достаточно давно, и активна у многих животных во время близости с партнером или употребления пищи. Но у животных музыка не вызывает выброса дофамина, соответственно, и удовольствия. Получается, что ответ на загадку музыки нужно искать гораздо глубже.

В новом эксперименте исследователи отслеживали активность мозга в режиме real-time в момент, когда участники слушали первые тридцать секунд семидесяти ранее незнакомых им песен. Для проведения эксперимента исследователи воспользовались аппаратом МРТ. Для того, чтобы оценить, насколько участникам нравится та или иная мелодия, им была предоставлена возможность за свои деньги приобрести полную платную версию каждой песни с помощью программы, похожей на iTunes. Стоимость каждой песни не была фиксированной, участники могли сами решить, за сколько они готовы купить любую песню, а ставки варьировались от 0$ до 2$.

Сканирование выявило активность прилежащего ядра, часто называемого "центром удовольствия", глубокой зоны мозга, которая соединяется с дофаминовыми нейронами и активируется во время еды, азартных игр или близости. Оказывается, по связям между "центром удовольствия" и несколькими другими зонами мозга, которые хорошо видно на МРТ, можно предсказать, какую сумму участник готов отдать за данную песню. Это были такие зоны, как миндалевидное тело, которое участвует в обработке эмоциональной сферы нашей жизни; гиппокамп, который важен для процессов познания и запоминания; вентромедиальная префронтальная кора, которая активизируется, когда нам нужно сделать выбор.

Так в чем же причина того, что кто-то готов потратить 2 доллара на песню, за которую другой вообще не захочет платить? Оказывается, все зависит от предыдущего музыкального опыта человека.

«В зависимости от жанров, которые мы привыкли слушать (кантри, рок-н-ролл, джаз, рок, поп-музыка) зависит наше решение купить или не купить песню. У всех музыкальных стилей разные особенности звучания, и все эти особенности неявно зафиксированы в нашем мозгу, - говорит Валори Салимпур, - Независимо от того, осознаем ли мы это. Каждый раз при прослушивании музыки, мы наш мозг активирует эти, так называемые, “шаблоны”».

Основываясь на этих музыкальных шаблонах памяти, мозг как бы предсказывает награду после прослушивания данного музыкального произведения, основываясь на похожих типах музыки, которые мы слышали раньше. Если нам нравится сильнее, чем "полагал” ваш мозг, то мы испытываем сильное удовольствие. Если нравится меньше, чем предполагалось, нам становится скучно или мы испытываете разочарование.

Новая музыка, по-видимому, приносит пользу не только потому, что она соответствует неявно изученным ранее шаблонам, но и потому, что она отличается от этих шаблонов, хоть и незначительно. Но этот вывод приводит к новым вопросам: есть ли какие-то допуски в отношеии того, насколько новая песня отклоняется от услышанных ранее музыкальных структур?  Как наш мозг создает эти музыкальные шаблоны? Как долго мы должны слушать песню, прежде чем поймем, нравится ли она нам? Почему у людей, которые выросли в одной среде, могут резко отличаться музыкальные вкусы? Эти вопросы пока остаются без ответа.

По словам Салимпур, музыка - это интеллектуальная награда. Музыка - настоящая разминка для мозга. Она заставляет наш мозг работать и анализировать и за это мы получаем вознаграждение.