В прицеле - танки!
Первая часть рассказов про Як-9 - вот тут:
Як-9 - Универсальный солдат Часть 1
Ю-87, на которых я летал, оснащенные зенитными 37-мм пушками под крыльями. Они стреляют снарядами с вольфрамовым сердечником, способным пробивать броню любо толщины. Эти снаряды не взрываются до тех пор, пока не пробивают броню насквозь. Ю-87, который и так не отличается высокой скоростью, после установки этих пушек становится еще медленнее и тяжелее....
... на меня производит впечатление возможность попадания в цель с точностью в 20-30 см
Х.-У. Рудель (иногда называемый вРуделем).
Сильно не уверен, что советское командование в принципе могло предполагать что когда-нибудь после войны какой-то из пилотов Ю-87 будет писать такие сказки, а в общем неглупые люди в них верить.
Появилась идея...
Хотя бог его знает, может руководство ВВС и само верило во что-то такое. Ведь тогда свежепридуманные 37-мм пушки НС-37 планировали ставить и на ИЛы, вместо 23-мм ВЯ. Как раз с теми же целями - борьба с бронетехникой противника.
Но пришла кому-то в голову идея - а не поставить ли эту 37-мм пушку еще и на истребитель. Ну, чтобы он тоже мог врезать танку в случае чего, со всей пролетарской ненавистью!
А на что поставить? На Лавочкина не прикрутишь. На ЛаГГ пытались, но ЛаГГ уже снимается с производства. А вот тут у нас есть Як-9. Универсальный, прочный, надежный - а благодаря применению металла в крыле у него появился запас массы в пару сотен килограммов. Вот на него-то мы 37-мм и прицепим...
К тому же опыт использования американской пушки М4 на "Аэрокобрах" наводил на мысли о том, что и в воздухе 37-мм снаряд может пригодиться.
И он таки пригодился - и именно в воздухе, и на Як-9 - который после установки 37-мм пушки НС-37 и получил одну из самых известных модификаций - Як-9Т. Да, и буква Т - означала "танковый", а не "тяжелый" или "тяжеловооруженный", как ни странно.
Неизбежные трудности
Естественно, не обошлось без сложностей.
Во-первых, отдача.
Установка 37 мм пушки требовала повышения качества производственного выполнения самолета, в первую очередь - качества монтажных работ, так как большая отдача при стрельбе (примерно 5500 кг) приводила к нарушению соединений трубопроводов, а также появлению трещин и разрушению отдельных деталей
А.Т. Степанец - "Истребители Як"
(кстати, описание ценно в том числе и тем, что именно А.Т Степанец был ведущим инженером на испытаниях Як-9Т - прим. автора)
Отдача мощной 37-мм пушки была серьезной проблемой. Пришлось усилить конструкцию, улучшить контроль за качеством монтажа - в итоге вопрос с прочностью конструкции решили.
Но - стрелять длинными очередями было практически бессмысленно. Самолет раскачивало, прицел сбивался. 2-3 снаряда - а все остальное улетало уже куда-то в небо.
Стрельба же из 37-мм орудия сопровождалась сильной отдачей и раскачивала самолет на скоростях менее 350 км/ч. Прицельный огонь можно было вести только при одном-двух первых выстрелах, последующие же снаряды рассеивались, и чем длиннее была очередь, тем ниже точность стрельбы. Поэтому огонь рекомендовалось вести очередями, расходуя не больше двух-трех патронов.
Н.В. Якубович "Неизвестный Яковлев"
Во-вторых вес. ШВАК весил немногим более 40 килограммов, а НС-37 - около 170. В результате...
Вооружение Як 9Т состояло из мотор-пушки ОКБ-16 11П-37 (впоследствии названной НС 37) калибра 37 мм и одного синхронного пулемета УБС.
Общая масса вооружения 315,5 кг против 168,3 кг у двухбачного Як 9, вооруженного одной пушкой ШВАК и одним пулеметом УБС.
А.Т. Степанец - "Истребители Як"
Прибавка в весе более чем солидная. Общий вес Як-9Т составил 3025 килограммов - на уровне Як-7Б ПФ 43 года. Конечно, она оказалась заметной в полете - Як-9Т был слабее обычных Як-9 на вертикальном маневре, хотя, в принципе, примерно соответствовал Як-7Б ПФ.
Правда, пришлось немного схитрить. Дело в том, что в соответствии с постановлением ГКО от 18 февраля 1943 г все Як-9 надо было выпускать с запасом горючего в 480 кг (да, уже тогда появился Як-9Д). Но поскольку с 37-мм пушкой и так сильно вырос вес Як-9Т так и летали с двумя баками и запасом топлива в 320 кг.
В-третьих... а в третьих пушка просто не влезала. Физически. Здоровенную 37-мм пушку, длиной 3 метра 41 сантиметр надо было как-то впихнуть в Як-9 - у которого от кока винта до кабины пилота расстояние было меньше!
В результате 16 сантиметров пушки торчали наружу - кстати, на них потом пробовали прикрутить дульный тормоз.
А с другой стороны - кабину Як-9 сдвинули назад, на 40 сантиметров. Только так смогли вместить НС-37 в небольшой истребитель. Правда, при этом вдруг появился дополнительный плюс:
Благодаря заднему расположению кабины, приведшему к смещению центровки назад, Як 9Т обладал меньшей инертностью, чем другие самолеты, что позволяло летчику выполнять боевой маневр, упреждая противника.
А.Т. Степанец - "Истребители Як"
То есть управляемость Яка даже немного улучшилась - что пригодилось впоследствии.
Снайпер в бою
Да, именно снайпер. Мощная, тяжелая пушка, точно попадать из которой нужно с первого выстрела, установленная на потяжелевшую машину - получился аппарат, эффективно использовать который мог грамотный, умелый и очень хорошо стреляющий пилот. Снайпер.
..летчик, летающий на самолете Як-9Т, должен быть своего рода воздушным снайпером и бить врага наверняка – с первого выстрела
А.Г. Кубышкин, летчик-испытатель НИИ ВВС
Снайперы в ВВС нашлись.
Хотя самолет, конечно, получился неоднозначным, с ярко выраженными сильными сторонами - но и недостатками.
Главная сильная сторона, безусловно, пушка. Причем именно как оружие против бомбардировщиков противника.
37-мм пушка позволяла уверенно обстреливать и сбивать бомбардировщики противника с больших дистанций, где огонь их оборонительного оружия был еще неэффективным.
Против истребителей 37-мм пушке зачастую не хватало скорострельности - все же 250 выстрелов в минуту это слишком мало для динамичного воздушного боя. Но когда попадало - второй снаряд был уже не нужен. По послевоенным испытаниям в НИИ ВВС одного 37-мм снаряда было более чем достаточно для любого одномоторного истребителя.
Бомбардировщикам же приходилось очень невесело - взрыв 735-граммового ОФ снаряда наносил тяжелейшие повреждения и при удачном попадании его тоже было достаточно - но в среднем для уничтожения 2-хмоторного бомбардировщика нужно было все же 2-3 попадания.
Но и в бою против истребителей неожиданно проявилось одно очень важное достоинство. Несмотря на шутки про фаллические 16 сантиметров торчащие вперед - эти 16 сантиметров практически невозможно разглядеть в бою. Кабину сдвинутую на 40 см назад тоже (тем более что очень скоро и остальные Як-9 получили такой же фюзеляж)
А вот прилетающий в лоб 37-мм снаряд очень сильно отличается от 20-мм, что быстро прочувствовали пилоты немецких истребителей, в первую очередь ФВ-190.
Мощно вооруженный - четыре 20мм пушки плюс пара пулеметов - да к тому же хорошо прикрытый в лобовой атаке мотором и бронированием ФВ-190 не отличался высокой маневренностью. Зато не боялся ходить на Яки в лобовые атаки - справедливо предполагая что 1-2 попадания 20-мм ШВАКа он выдержит, а вот Як залп его батареи вряд ли.
Як-9Т внес в эти расчеты элемент, скажем вежливо, непредсказуемости. Потому что вдруг регулярно начали случаться неожиданные ситуации - ФВ-190 при лобовой атаке вроде бы обычных Як-9 начали лопаться или разваливаться в воздухе, что быстро заставило пилотов люфтваффе задуматься о том, что лобовая совсем не такое надежное дело. Причина выяснилась после того, как разбитый Як-9Т достался в качестве трофея - и выяснение причины оптимизма немцам не добавило. От 37-мм снаряда в лоб не были защитой ни двигатель, ни броня, и желание ходить в лобовые атаки на любые Яки у пилотов ФВ-190 сильно убавилось.
Ясно, что далеко не каждый Як нес 37-мм пушку - но желание проверять практически - какой именно Як идет навстречу - у пилотов Люфтваффе появлялось редко. То есть появление Як-9Т даже в небольших количествах существенно сузило тактику противника.
Во время войсковых испытаний 54 самолета Як-9Т испытывались в разных частях. За месяц боев они провели 78 воздушных боев и сбили 49 самолетов противника.
Так что в итоге?
А в итоге - дадим слово тем, кто на Як-9Т летал
Як-9Т по сравнению с Як-1 - перетяжелённый. Вот именно из-за этой 37-мм пушки. Воздушный бой я бы на Як-9Т вести не хотел. На мой взгляд, у этого истребителя резко усилили ударные возможности за счет снижения возможностей в манёвренном бою.
Як-9Т - это ударный самолёт-охотник и истребитель "непосредственного сопровождения", но никак не истребитель для маневренного боя. В качестве истребителя "маневренного боя" он непрактичен. Вот как ударный самолет он достоин похвалы...
... Пикировал он хорошо и устойчиво: тяжелый. Я же говорил, Як-9Т - это ударная модификация "девятки": штурмовик и "охотник"
И.И. Кожемяко, ветеран ВОВ, с сайта https://iremember.ru/
1) самолет Як-9Т является нужным для ВВС КА истребителем;
2) при формировании частей истребительной авиации полки целесообразно делать смешанными, включающими в свой состав 30...50% самолетов "Як" с обычным вооружением и 70...50% самолетов с пушкой 37 мм;
3) самолетами Як-9Т целесообразно вооружать части с летным составом, хорошо владеющим воздушной стрельбой. Летчик, летающий на Як-9Т, должен быть своего рода воздушным снайпером и уметь поражать врага наверняка - с первого выстрела
- Из отчета по результатам войсковых испытания Як-9Т
P.S. Да, а как же танки? Як-9Т ведь означает - танковый!
Ну, честно говоря, по танкам 37-мм пушка и на Ил-2 себя показала не очень эффективно. К тому же истребитель - совсем не бронированный штурмовик, работать по земле на нем слишком опасно.
Но - были и такие случаи:
Есть недалеко от Берлина небольшой провинциальный городок Губин, вот под этим Губиным мы с "Илами" штурмовали крупную немецкую танковую группировку. Я на Як-9Т, из этой 37-мм пушки по танкам и стрелял. По "тиграм", по "пантерам". Пикировал отвесно, чтобы бить по верхней броне (она у танка самая слабая). Спикировал - короткая очередь - выскочил. У меня боезапас был что-то около 30 бронебойных снарядов (сколько точно, уже не помню), вот я их все по танкам и расстрелял...
... Тремя снарядами танк поджигал... ...Пикирую почти отвесно с 800-900 метров, градусов под 70, упреждение минимальное - это раз. Два - "тигр" или "пантера" не те танки, в которые трудно попасть. Громадины.
- Иногда загорался, иногда нет. В половине атак вижу, что трассы в танк уткнулись, а больше ничего. Ни огня, ни дыма. В половине - пламя появлялось сразу после попадания. Но взрывающихся танков не было. Только загоревшиеся.
И.И. Кожемяко, ветеран ВОВ, с сайта https://iremember.ru/
Это вторая из история про универсального солдата - Як-9 - только самое начало истории его развития. Есть о чем поговорить.
Подписывайтесь. Будет интересно.
Первая часть - вот тут:
Як-9 - Универсальный солдат Часть 1.