Голливуд славится своей толерантностью к меньшинствам и благородным желанием пропагандировать терпимое отношение к угнетаемым группам. Вера Ставицкая объясняет, почему голливудские методы по воспитанию своей аудитории не работают, и как можно это делать гораздо лучше.
В современном мире существует интересная, но одновременно очень странная тенденция объявлять о том, что в новой адаптации или ремейке будет играть персонаж нетрадиционной сексуальной ориентации, чернокожий или азиат, тогда как в оригинальной истории таковых не было.
Создатели сериалов и фильмов чуть ли не с гордостью заявляют об этом, в результате чего в СМИ то и дело всплывают желтые заголовки. Например, «В “Красавице и чудовище” будет первый для Disney персонаж — гей». И это, в свою очередь, вызывает неоднозначную реакцию среди фанатов оригинальных историй. Одни поднимают скандалы, говоря, что их память опорочили, в то время как другие радуются тому, что общество становится либеральнее.
И всех их можно понять. Режиссерами и сценаристами нередко руководит банальная необходимость следовать голливудской повестке и демонстрировать свою лояльность. К тому же, черный пиар это все равно пиар. Журналисты подхватывают тему, так как знают, что подобные новости находят у читателей наибольший отклик, а значит, собирают просмотры. И фанатам остается только одно — реагировать на это в позитивном или негативном ключе.
Чаще всего людям не нравятся подобные персонажи, потому что они проигрывают оригинальным в продуманности. Персонаж-гей обычно типичный гей, а чернокожий — это типичный представитель своей нации или этноса. Очень редко, когда такой персонаж играет большую роль, не загнанную в стереотипы. А даже если этот герой имеет и более важное значение для истории — зрители не обращают на это внимания, смотря на него буквально с первых секунд предвзято. Восторженно или с недовольством — не столь существенно.
Тем более, нередко те, кто создают ремейки, меняют персонажей оригинальной истории, что особенно тяжело воспринимается фанатами, так как для них просмотр переснятого фильма является способом погрузиться в свое детство или в то безоблачное время, когда все было не так уж плохо. Изменение ориентации персонажа или его принадлежности к расе делаются в угоду нынешнего тренда на толерантность, а не способом донести какую-то новую позицию.
В связи с этим сейчас можно выделить сразу несколько примеров того, как разные истории умело или до безобразия плохо справляются со своей задачей — ввести персонажа и не испортить из-за этого картину.
Ярким примером типичного развития ситуации в СМИ можно назвать «Красавицу и чудовище» и признание от создателей фильма, что друг Гастона в их интерпретации является геем. Сразу после этого среди разных изданий поднялась шумиха, в которой обсуждалась эта проблема, хотя фактически ничего особенного не случилось. Ремейк не обязан полностью следовать канонам, особенно с учетом того, что персонаж из оригинала был довольно сильно похож на гея.
Недовольство возникло также после того, как создатели «Аватара: Легенда о Корре» признались, что главные героини сериала — Корра и Асами — бисекусуалки. Дело в том, что в сюжете эта линия была прописана настолько слабо, что лишь немногие смогли ее распознать. Однако, стоит отдать им должное — они хотя бы не сделали это перед выходом четвертого сезона, то есть не нажились на этом.
Подобное происходит и с комиксом по «Аватару», в котором будет рассказываться история одной из прошлых реинкарнаций Аанга и Корры. Первое, о чем сообщили его создатели, это то, что главная героиня, Аватар Киоши — лесбиянка. И это сильно портит восприятие комикса. Почему бы не сделать по-другому — не придержать эту информацию в тайне, дав читателям понять это по ходу истории вместе с героями истории? Ответа на этот вопрос, очевидно, мы не получим.
Приблизительно такую же неоднозначную реакцию у общественности вызывает и ремейки с участием женщин. «Охотницы за привидениями», «8 подруг Оушена» и оригинальный «Капитан Марвел», который практически ни в чем не отстоит от них по качеству и по задумке. Опять же, единственная причина их выхода — это показать, что женщины тоже чего-то стоят, однако проблема очевидна в самой идее создания этих фильмов. Их цель не рассказать что-то новое, не дать обществу пищу для размышлений, почему «слабый пол» вовсе не слабый. Они всего лишь дублируют контент для другого сегмента зрителей.
Еще одним подтверждением неадекватного отношения Голливуда к толерантности является то, что многие награды отдают тем режиссерам и тем историям, которые раскрывают проблемы чернокожих людей. И опять же в этом нет ничего плохо. Наоборот, создание историй во главе с ними — это более чем нормально. Но далеко не всегда восхищение критиков, как и распределение наград оправданно. Нужно признать, что «Черная пантера» — это всего лишь очередной качественный и умный боевик от «Марвел», а «Зеленая книга» — откровенно слабая история с остросоциальным конфликтом, который раскрывался до них уже сотни тысяч раз.
А как делать правильно?
Однако есть фильмы и истории, которые умудряются совмещать в себе и отличный сюжет, и присутствие в нем персонажей, которые попадают под характеристику толерантных, что нисколько не мешает повествованию.
Так, два копа в «Гравити Фолз», скорее всего, являются геями, хотя создатель сериала, Алекс Хирш, не упоминал об этом ни до выхода истории, ни после ее окончания. Если бы он сказал, что эта информация правдива, то общество, в особенности, российское моментально бы подняло шум, и сцены с ними могли быть порезаны. Но Хирш не делал заявлений, оставив зрителей догадываться обо всем самим.
Отличный пример того, как грамотно угодить всей повестке Голливуда — это сериал «Благие знамения», в котором Адам и Ева — чернокожие, Бога играет женщина, а главные герои — геи или, как минимум, влюблены друг в друга. Однако почти нигде до выхода сериала это не упоминалось, за исключением информации о том, кто сыграет Бога. И создатели опять же грамотно подошли к вопросу, предоставив зрителям самим выбрать, устраивает их это или нет. И, судя по реакции фанатов, решение было принято верное.
Доказательством того, что интересные и продуманные истории — «на коне», является прекрасная книга писательницы Фэнни Флэгг «Жареные зеленые помидоры в кафе Полустанок». Фактически эта книга более чем феминистическая и содержит многие критических комментариев в адрес мужчин. Однако от большинства современных произведений ее отличает то, что герои имеют нетрадиционную секусуальную ориентацию не для того, чтобы угодить кому-то, а потому что они изначально были задуманы такими, и это заметно при прочтении.
Рассматривая все эти примеры, можно легко заметить, что из-за своей либеральной политики Голливуд теряет в качестве своих произведений, каждый раз наступая на одни и те же грабли. Это относится ко многим современным режиссерам, вынужденным принимать подобные решения при создании историй.
И, скорее всего, это проблема не решится даже в ближайшее десятилетие, так как вопрос о притеснении каких-либо меньшинств все еще стоит остро, и социальная значимость ослепляет как критиков, так и фанатов. Похоже, что нам еще долго придется «терпеть» выход подобных историй, пока общество сможет переболеть эту лихорадку и найти себе более достойный объект для внимания. Может быть тогда фильмы, касающиеся каких-либо меньшинств станут более искренними и будут радовать всех зрителей без исключения.