В соответствии с римским законодательством, Цицерон подразделяет рабов на две категории: плохих, участвующих в восстаниях, хороших, покорных и уважающих установленный порядок и поддерживающих сильное государство. Однако, уверен мыслитель, необходимо соблюдать справедливую меру будучи верхушкой правящей элиты, и лидеры должны подавать пример умеренности и добродетели во всем, потому что в противном случае "подобно тому, как страна обычно коррумпирована страстями и недостатками своих лидеров, она исправляется и выправляется через их умеренность; в государстве, где больше нет лицензии и даже рабы пользуются свободами", что вызывает у Цицерона глубокое сожаление. Нам нужны законы, но нам также нужны добродетельные лидеры.
Цицерон не согласен с ответом Л. Лукулла, который ссылаясь на положение людей, стоящих в сословной иерархии ниже него, такие как рыцари и вольноотпущенники, которые в свою очередь имеют полную свободу действий, чтобы наслаждаться роскошью, эквивалентной роскоши дворян, пытается оправдать свою роскошную жизнь, Цицерон же находит в этом одну из причин упадка государства, потому что роскошь правящих классов является пагубным примером для всего народа, и хочет исправить эти порочные нравы.
Поэтому Цицерон убежден, что он не раб, "при условии, что рабство не станет для него невыносимым, что он не возненавидит помощь таким гражданам, что он не захочет поддерживать существующий порядок вещей то, который поймет, он может не работать усердно и всем сердцем на общее благо" является фактором, расшатывающим общество. Таким образом, по мнению Цицерона, раб не отвергается обществом, он даже является частью существующего и устоявшего миропорядка. Если он не признает никакого прямого права на вмешательство, если раб может только благочестиво пожелать успехов честным людям, он часто становится свидетелем в пламенных выступлениях против христиан, иудеев и других нарушителей спокойствия. "Все боги, все люди, все высшие, средние и низшие классы, граждане и сапожники, мужчины и женщины, свободные и рабы ненавидят тебя", обращался Цицерон к тем, кто из правящей верхушки жил в неприемлемой роскоши. Это не в последнюю очередь парадокс позиции Цицерона; этот же порядок рабов, часто страдающих от оскорблений и рабов, которые считаются естественными сторонниками тиранов и их доверенных лиц, привержен сотрудничеству в условиях общественного согласия. Кроме того, рабы, желающие сохранить закон и устоявшиеся порядки, достойны свободы.
Среди плохих рабов на первом месте беглые рабы, причем не только потому, что потеря раба является материальным ущербом, который иногда увеличивается в результате того, что часть имущества раб забирает с собой; кража также часто является причиной побега: Дионисий, раб библиотеки по мнению Цицерона, бежал после кражи ценных книг, но прежде всего потому, что беглецы перед лицом политических и социальных волнений собрались и объединялись в вооруженные банды, которые могли поставить под угрозу безопасность государства. Именно на Сицилии Цицерону особенно ярко приходят на ум печальные воспоминания о произошедших рабских восстаниях, носившие плаченые и масштабный характер. Ведь там беглые рабы создали настоящую армию и впоследствии посеяли хаос; киликийский бандит, отправленный в рабство в регионе Лилибея, объявил себя королем области, расположенной рядом с Афинами, беглым царем. Цицерон живет в страхе перед этими восстаниями о восстании рабов и прилагает особые усилия для борьбы с ними; одним из действий его проконсульства в Киликии, которым он гордится больше всего, является уничтожение города повстанцев из числа улейтероциллианцев, которые укрывали от него и его подчиненных беглецов.
Больные рабы ассоциируют себя с похожими на них куницами, особенно с аборигенами и гладиаторами , к которым все относятся с жестоким презрением . Кроме того, все мужчины, погрязшие в долгах и преступлениях, развращались, о чем говорит Цицерон, такие как Клодий, Писон, Катилина, Марк Антуан, окружают себя актерами и гладиаторами, находя в первых слуг разврата и во вторых помощников своих преступлений . Покупка рабов в первую очередь была сделана с единственной целью - сделать их партнерами в развратной жизни, что для Марка Антуана является привычным делом, даже, когда у него были финансовые трудности. Все, что ему нужно было сделать, это представить свое "стадо" талантливыми актерами. Разве Веррес (политик) уже не показал путь, по которому следует пройти ради общего блага и блага государства? Он удалил из домов своих избирателей не только драгоценности, предметы роскоши, но и их любимых рабов. Очевидно, что хозяева, в зависимости от своих потребностей и амбиций, больше не могут силой удерживать своих рабов и что те используют ситуацию в своих интересах.