Найти тему

Финансовая грамотность от родителей к детям. Часть II

Начало темы тут

Сегодня речь пойдет об обращении ребенка с деньгами, о финансовой грамотности. Известны темы, о которых не принято говорить с детьми. Считается, что деньги только для взрослых. Это такая штука, которая разрешена только старшим, которую понять и правильно обращаться с ней может только мама или папа. Получается - доступ к финансам у ребенка появляется только когда он уже подросток в лучшем случае! В подавляющем большинстве дети сталкиваются с заветным металлом уже ближе к совершеннолетию. Как же человек во взрослом возрасте сможет грамотно распределить средства, целесообразно потратить, сэкономить или приумножить, если с ним об этом не говорили, не учили, не показали, не разрешали? (Об этом оворила в прошлом посте)

Ко мне пришло понимание обсуждать тему "финансы" с детьми год назад. Сын и дочка маленькие, поэтому говорить надо с ними простым языком, с понятными примерами. Лаконично, ненавязчиво, без давления.

Сперва, между делом, во время прогулок или при укладывании спать с дочкой стали обсуждать вопросы детских "хотелок". Дочка периодически просила купить желаемые игрушки, сладости или задавала вопросы о походах в развлекательные детские учреждения или отпуск. Я стала объяснять, что просто так никто не разрешит взять игрушку в магазине, не пропустит в цирк или зоопарк, не предложит взять мороженку, не посадит в самолет. Объясняла, например, что игрушка скроена из материала. Ткань разрезали, потом сшили, нарисовали глаза. Работу выполнил человек, который потратил персональное время. Значит за свой труд человек, скорее всего, чего-то ожидает. Со временем мы пришли к тому, что люди выполняют работу не бесплатно и хотят вознаграждение за индивидуальный труд, да такое вознаграждение, которое тратят покупая еду и развлечения, значит одинаково удобное универсальное для всех. Постепенно пришли к пониманию термина "деньги".

У ребенка возник естественный вопрос, а где же взять деньги. Самое простое объяснение - живой пример - наш папа. Я объяснила, какая профессия у нашего папы, что он умеет делать, кому это нужно, кто ему платит. Мне хотелось, чтобы дети понимали, деньги с неба не падают, под ногами не валяются, а процесс зарабатывания трудоемок. Часто провожу детям аналогию, что садик, кружки и секции, своего рода, для них работа. Делаю это, чтобы сын и дочь понимали, насколько взрослым тяжело вставать по утрам, преодолевая лень. Работать, вести быт, решать повседневные проблемы.

-2

Рассказала, что папа трудится полный день, поэтому мы должны уважительно относиться к результату труда, заработанным деньгам. В голове у дочери улеглась информация не сразу, она послушает, потом через два три дня задаст возникший вопрос, уточнит что-то, но процесс анализа "проблемы" запустился. Когда же ребенок прочувствовал информацию, которую я до нее доносила, уровень потребительского отношения стал меньше. Она уже не просила непременно купить, а уточняла, можно ли попросить ту или иную вещь, имеются ли для этого средства. Стараюсь не отвечать детям - "денег нет". Они есть, но, скажем, запланированы для другого. Отвечаю, давай обсудим "хотелку", посмотрим сколько стоит, приурочим покупку этой вещи к какому-либо мероприятию, а не просто так.

Такой подход с учетом вышерассказанного привел к планированию. Например, дочка попросила очередной конструктор, совместно решили, что поскольку «просто так» деньги не появляются, то и игрушки «просто так» не покупаются, например, можно конструктор подарить в день окончания садика. Она спокойно ждала этого момента, понимая, что до этого просить бессмысленно. Досрочных просьб уже не поступало, поскольку у нее наступило понимание последовательности. Сначала подарят конструктор, а после можно наметить другое приобретение, а также, на очередном этапе такого прогнозирования наступил важный момент - она перестала просить игрушки и " хотелки" стихийно или без повода, а это значительно облегчило жизнь нам.

-3

С сыном придерживаюсь аналогичной линии поведения. Признаюсь, с ним процесс идет медленнее. Во-первых, он младше на год. Во-вторых, понимание тех или иных истин наступает, скажем так, не сразу. Он послушает послушает, но выводы делает далеко не скоро. Забывает о наших разговорах, поэтому приходится снова ему что-то повторять, объяснять. Он инертнее и, к сожалению, ленивее, по сравнению с сестрой.

Дальше решила переходить от слов к делу. Полгода назад решили с мужем дать детям попробовать заработать самим. Оценить их реакцию и отношение к уже персональным, не родительским денежкам. Предложили детям выполнять минимальную работу по дому. Поел - убрал за собой тарелку - помыл. Причем, оплачиваем не сразу, а раз в неделю, чтобы сохранялась временная продолжительность выполнения обязанности. Сыну быстро надоело. Дочка держалась дольше. Один раз такой уборки оплачивался по тарифу - 10 р. Получалось, раз в неделю по пятницам я отсчитывала ей и ему 5 монет по 10 р. По выходным у них дни отдыха. Нашли для каждого по кошельку, туда дети складывали заработанные деньги.

В один прекрасный день наступила очередная победа. Когда дочь занималась на детских курсах, у нее не оказалось ручки. Дочка вышла из класса, взяла кошелек, подошла к администратору, дала 20 р. и купила себе ручку за 12 р. Администратор отсчитала сдачу. Я об этой истории даже ничего не знала, т.к. дочка не придала этому значения - не стала рассказывать. Информация до меня дошла от бабушки, которая забирала ребенка с курсов, а ей об этом рассказала та самая администратор, которая продала ручку. Я была рада этому результату, ведь дочке всего 7 лет.

Так достигли конца цепочки: ознакомились с понятием "деньги" - осознали степень сложности их добычи - заработали - сложили в кошелек - купили необходимую вещь - забрали сдачу.

Скажу по-честному, на каком-то этапе дочка потеряла интерес к заработку, стала мыть посуду за собой не каждый день, потом и вовсе эта тема позабылась, но схема в голове, конечно, осталась. Сын продержался меньше, хотя с ним достигли тоже промежуточной победы. Ходили с детьми втроем в магазин. Не хватило мелочи на кассе, тогда он достал кошелек и разрешил взять монетки у него. Я сына нахвалила, а он необычайно гордился собой.

Через некоторое время решила изменить вид работы - предложила выносить мусор.

Благо у нас закрытый двор - окна из квартиры выходят вовнутрь, поэтому я всегда вижу где дети. Снарядила сына и дочь на помойку, предварительно сходив с ними один раз и объяснив, что куда бросать. Сходили, мусор вынесли, деньги получили. После опыт успешно повторялся, если они шли вдвоем, то 10 р. делили пополам.

Продолжение в следующем посте ->

Не переключайтесь