Найти тему
Валерий Невский

Менталитет Монголии

Оглавление

В последние годы с развитием горнодобывающей промышленности впервые в истории Монголии наблюдается ослабление места и роли в экономике страны кочевого животноводства, которое тысячи лет было основой жизни монголов. В то же время, начиная с 1990-х гг., Монголия выбрала путь развития демократии и рыночной экономии. Немаловажно и то обстоятельство, что процесс глобализации, охвативший весь мир, все активнее воздействует и на развитие Монголии.

Все эти грандиозные события повлекли значимые изменения в жизни монголов и, следуя этому, начал заметно меняться сам монгольский человек, его ценностные ориентиры, вера, мораль. Поэтому возникает необходимость задаться такими важными вопросами, как: кем мы были и кто мы есть теперь, каковы преимущества и слабости монгольского человека, в чем особенности образа жизни, национального менталитета монголов и т. п.

Ответы на эти вопросы дадут возможность понять, насколько современные изменения в экономике, социальном развитии и мышлении соответствуют нашей культурной почве и образу жизни, а также оценить их плюсы и минусы. Одним словом, мы должны быть способными знать, что нам нужно и чего не нужно. Только тогда вышеупомянутые процессы дадут свои положительные вклады в развитие монгольской нации в грядущие годы.

В настоящей статье мы стремились рассмотреть в основном особенности мышления и поведения монгольского человека, его связь с географическими, природно-климатическими, геополитическими, историко-культурными условиями существования. На основе обобщения результатов исследования других ученых про монголов и с учетом собственных представлений автора, сформулированы 15 базисных показателей, которые, как представляется, определяют образ жизни и менталитет монголов, даны краткие описания каждого из них.

​​1. Свобода 

На обширных территориях степей монголы занимались кочевым животноводством, жили вольготно и спокойно, что является судьбоносным свойством человека-монгола. В настоящее время наблюдаются некоторые различия городских и сельских жителей, но доныне сохранились исконные свойства человека-монгола, типичные для всех монголов.

Монгольское животноводческое производство не является для человека обузой, животновод имеет сравнительно много свободного времени. Основные весенние заботы связаны с рождением молодняка, летние — со стрижкой шерсти и готовкой молочных продуктов, осенние — с выпасом скота на отгоннных пастбищах, чтобы скот набрал достаточную упитанность. Если не учитывать эти основные дела, животноводческое производство идет спокойно-умеренно, дает человеку временные заделы.

Пастбищное животноводство, хотя является малопродуктивным, вполне достаточно для жизнеобеспечения одной семьи или группы юрт (хот айл). Мясо и молоко используется для пищи, шкуры и шерсть — для одежды и изготовления домашних принадлежностей, а крупный скот — для езды и транспорта. Поэтому человек-монгол может жить, не завися ни от кого, кроме своего скота и своей семьи. В этом отношении он является сравнительно самостоятельным и свободным гражданином.

Хотя монголы более 200 лет находились под маньчжурским игом, около 70 лет — под политико-экономическим влиянием Советского Союза, у них никогда не было рабского и колониального мышления. Наоборот, как наследники великих империй, созданных на территории, охватывающей полмира, как создатели свободной торговой сети мирового уровня, монголы обладали внутренней свободой и отличались стремлением жить богато и быть довольными своей жизнью, употребляя при этом самое изящное и прекрасное.

Кочевническое хозяйство ведется размеренно, вследствие чего скотоводы, как правило, неторопливые люди. Время сильно не «прижимает» их. Скотоводы делают круглогодичные перекочевки к тем местам, где выросло много травы и она сочна. Поэтому у них нет сильной территориальной зависимости. Таким образом, свобода, не ограниченная пространством и временем и выступающая важной составляющей образа мышления, является коренной чертой человека-монгола. Если понимать слово «свобода» в таком узком смысле, можно сказать, что монголам даже присуща чрезмерная свобода.

2. Мунх тенгри

Хотя известно, что в Монголии распространен буддизм, можно сказать, что она не попадала под сильную власть религии. Это является особенностью исторического развития страны. Традиционным мировоззрением монголов были шаманская молитва и верование в тэнгри. Шаманская молитва — это очень древнее верование, квинтэссенцией которого является обряд и воззрение общения с духами.

На почве монгольской шаманской молитвы по-новому унаследовано верование в Мунх тенгри — Вечное небо. В свое время Модун Шанью хан говорил о том, что он верующий в Небо и сын Неба, об этом писалось в китайских источниках.

Верование в небо было возведено в ранг государственной религии при Чингисхане. Оно создавало науку выживания в гармонии с природой и ее закономерностями: человек должен понимать природу, он является неотъемлемой частью природы.

До сих пор сохраняется вера в то, что тенгри является магической средой, позволяющей сохранять высшие наследия наших предков и хаганов. Шаманская молитва как мировоззрение принимает мир с бытийной стороны, а Мунх тенгри разъясняет его с философской точки зрения.

Для монголов Вечное небо — это не только воздух, небо, звезды, солнце и луна. Оно есть абстрагирование высокого уровня, что является одним из крупных достижений в истории познания у монголов.

Согласно тенгрианскому верованию, люди принимают природу во всех ее видах и скрытых формах, считают себя неотъемлемой частью природы, стараются жить в согласии к ней. Тем самым тенгрианство принимает участие в покровительстве жизни и деятельности каждого человека и в целом в судьбы монгольской нации.

Мунх тенгри находится независимо от нас, но оказывает влияние на наши действия, волю, желания и стремления, покровительствуя либо препятствуя им. Это новая реальность, обеспечивающая материальное и духовное единство. Аналог такого понятия как «Амь» монгольской философий (см.об этом ниже). В этом смысле, учение Мунх тенгери ведет нас к понятию квантовой реальности, возникшей в современной физической науке (Цооху, 2012).

Квантовая реальность является композицией и гармонией, одновременно содержащей всю информацию о Вселенной. Она и существует в виде информации. В квантовой реальности нет массы, даже нет понятия о пространстве и времени. Квантовая физика считает, что человек в этой реальности участвует как бы извне — с помощью физических приборов и аппаратуры, создает понятия о пространстве и времени, получает реальные процессы, в результате чего формируется весь материальный мир.

До человека там существовало бесконечное число возможностей. Его участие (например, в виде измерения физических величин) приводит к выбору одной из реальностей и реализации ее в нашем реальном мире. То, что было до участия человека, не обязательно должно соответствовать тому, что получились при его участии. В этом смысле сознание человека не есть отражение внешнего мира. Оно является не больше, чем выбором.

Другими словами, познание человека есть некоторая преграда, которая огораживает одну из возможностей от остальных бесконечно многих возможностей.

Другая специфика состоит в том, что при проведении измерения (в процессе взаимодействия) мы не можем заранее сказать, что именно из бесконечного числа возможностей и вариантов попадает в данный момент в прибор, будет измерено и тем самым определится, поскольку только после измерения что-то становиться определенным. В этом смысле можно говорить о том, что человек сам создает реальность.

Мунх тенгри тоже не материально, и монголы верят, что оно обладает бесконечной мощностью. Оно скрыто от нас, но оттуда можно получать информацию о жизни Земли и мира через медиаторов — шаманов. Подобно тому, как квантовая механика становится полной и замкнутой теорией по мере привлечения прибора измерения, мировоззрение монголов становится полным и замкнутым с включением шаманов-посредников.

Как было отмечено, до измерения результат является неопределенным, непрогнизируемым и неоднозначным. Только после измерения все становится ясным. Такая ситуация похожа на то что, до молитвы или до взаимодействия с Мунх тенгри существует бесконечное число различных (плохих и хороших) виртуальных событий, но после взаимодействия один из них реализуется в жизни.

Одной из форм молитвы к вечному небу является сакрализация гор и вод. Как отмечалось в предыдущих параграфах монографии, в Монголии существует несколько таких мест с сакрализацией на государственном уровне. Церемонии совершаются один раз в четыре года. В них принимает участие Президент Монголии, и это зафиксировано в специальном законе. Подобного нет нигде в мире.

Мунх тенгери является основой философской мысли монголов, которая отличается от восточной и западной философий. Это видно из того что, кроме основных понятий, таких, как бытие и сознание, здесь существует третье — душа. По убеждению монголов, единство бытия, сознания и души творит все сущее. Монгол считает, что у земли есть душа, природа имеет хозяина. Идеалисты допустили ошибку, смешивая душу с духом и разделяя душу с человеческой жизнью – считая, что она есть одно из состояний сознания.

Таким образом, монгольская жизненная философия основывается не на дуальной основе, а на трилогии, будучи свободной от искусственных споров, идей и абстрактных знаний. Она является отражением самой жизни монголов.

Монгольский человек удовлетворяется тем, что измеряется цифрой три, когда что-то совершается три раза. Например, принято три раза обходить обо, сочинять мировую триаду. Говорят о трех победах на Наадаме и трех песнях. Монгольский музыкальный инструмент морин хур тоже состоит из трех струн, хотя иностранцы говорят, что у него только две струны, не замечая третью — смычок, который также сделан из конского волоса.

Таким образом, для монголов триада составляет основу мышления. Это отражено в философской мысли монголов и заключается в понятии «амь».

Монголия — страна, население которой склонно к фетишизму и верит в тайный, скрытый смысл вещей. Это, с одной стороны, свидетельствует о сохранении духовно-мыслительной культуры, с другой стороны, стало преградой и путами в распространении научных знаний (Хавх, 1995). Поэтому здесь больше верят словам гадальщика, на второй план ставят умозаключение, размышление, законность и принцип. В общественном отношении верят в политически ангажированную идеологию.

Если хотите продолжение данной статьи, ставьте лайк 👍