Первым в истории инструментом, имевшим клавиатуру, был Гидравлос, предшественник современного органа. Он был построен в Греции около 220 г. до н.э. Ко второму веку нашей эры этот инструмент широко использовался на важных торжествах в Греции и Римской империи. На самых ранних клавиатурах играли не пальцами, как принято сейчас, а руками, запястьями, кулаками, коленями или ступнями. Строй тоже отличался.
Давайте теперь поговорим об изобретателе пианино. Так кто же он? Современное пианино было изобретено Бартоломео Кристофори (1655–1731) из Падуи. Он был опытным мастером клавесина, нанятым Фердинандо де Медичи, великим принцем Тосканы, Хранителем Инструментов. Первое пианино он сделал где-то между 1698 и 1700 годами. Историки не могут сойтись на конкретной дате. Три инструмента Кристофори, сохранившиеся до наших дней, датируются 1720-м годом.
История пианино: Клавесин и Клавикорд
Во время изобретения пианино Бартоломео Кристофори самыми популярными клавишными инструментами были клавесин и клавикорд. Оба этих инструмента выглядели как пианино, существующее сегодня. Основное различие между ними и современным пианино заключается в способе их звучания. В клавикорде звук исходил при касании металлических стержней о струны при нажатии клавиш, а в клавесине - с помощью щипков, которые делали из птичьих перьев.
Основным недостатком клавесина было то, что динамику (громкость или мягкость) каждой ноты нельзя было контролировать. Это означало, что композиторы не могли вызывать эмоции в своей музыке, когда это было необходимо. Клавикорд стремился исправить этот недостаток. В клавикорде музыканты получили больше контроля над громкостью своего инструмента. Технически более совершенный клавикорд стал очень популярным, но у него все же были свои слабые места. Хоть он и позволил художникам быть более выразительными, но звук клавикорда был слишком деликатным и тихим. Он не подходил для выступлений в большом зале и часто тонул в звучании других инструментов.Пианино, вероятно, было сформировано как попытка соединить громкость клавесина с контролем над клавикордом.
Кристофори удалось решить фундаментальную механическую проблему дизайна фортепиано: молоток при нажатии должен ударить по струне, но не оставаться в контакте с ней. В этом была проблема клавикорда: металлический стержень оставался в контакте со струной клавикорда, таким образом, ослабляя звук. Кроме того, было необходимо, чтобы молоток вернулся в исходное положение без сильного отскока, чтобы инструмент позволял быстро воспроизводить ту же ноту. Благодаря работе Кристофори это стало возможным. Хотя его ранние инструменты шли с тонкими струнами и были намного тише, чем современные пианино, они были значительно громче и обладали большей выдерживающей силой, чем клавикорд.
Новый инструмент Кристофори был известен как пианофорте, потому что он позволял игрокам создавать ноты на разных динамических уровнях, контролируя инерцию, с которой молотки ударяют по струнам. Первоначальное итальянское название этого инструмента - clavicembalo (или gravicembalo) col piano e forte (буквально: клавесин, способный играть на тихо и громко).
Пианино Кристофори было в значительной степени неизвестно до 1711 года, пока о нем не написал итальянский писатель Сципионе Маффей. Его статья была очень восторженной и содержала схему механизма. Многие пианисты начали свою работу после прочтения этой статьи. Одним из примеров был Готфрид Зильберманн, более известный как строитель органов. Он построил пианино, которые были прямыми копиями Кристофора, за исключением одного важного дополнения: он изобрел предшественника демпферной педали, которую мы используем сегодня.
Иоганн Себастьян Бах
Говоря об истории фортепиано, следует упомянуть Иоганна Себастьяна Баха. Когда в 1736 году Зильберман впервые показал Баху один из своих ранних инструментов, он ему не понравился. Согласно легенде, Бах не особо задумывался о его звучании. Говорят, что он уничтожил его топором. Позже Бах увидел новый инструмент в 1747 году и одобрил его. В то время он посещал Фридриха Великого в Пруссии при своем дворе в Потсдаме. Он импровизировал впечатляющую фигуру из трех частей на тему, предложенную королем. Инструмент привлек внимание композиторов по всей Европе. Его слава распространилась на британские колонии в Америке. Наличие рояля дома стало вершиной моды для высокопоставленных дворян в этих колониях.
История фортепиано - вторая половина XVIII века
Вторая половина восемнадцатого века характеризовалась бурным развитием фортепиано. Этот инструмент был изготовлен рядом производителей с акцентом на создание более мощного, устойчивого звука. Были английские пианино с более тяжелым механизмом и более громким звуком, в то время как у австрийских фортепиано был более легкий механизм и более мягкий тембр. Первые музыканты начали публично выступать на этих новых поколениях пианино.