В августе отгремел авиакосмический салон МАКС 2019. По сравнению с МАКС 2017 особо новинок в плане летных экземпляров представлено не было. Поэтому главными для меня "завлекалочками" оказались салон МС-21-300, новый умный салон А350 и салон-макет российско-китайского CR929.
Итак с тех пор, как встречал первый прилетевший в Жуковский МС-21 было интересно побывать в салоне самолета и в кабине, благодаря случаю на МАКС 2019 мне это удалось.
На МАКС 2019 было представлено два МС-21. Один на статике демонстратор салона, а второй демонстрировал летную программу.
МС-21 снаружи
Пока ждем разрешения подняться на борт гуляем вокруг самолета и осматриваем его. Как вы знаете МС-21 это второй шаг для нашей авиаотрасли для полного покрытия по типам ВС для перевозок пассажиров - первый, региональник Суперджет-100, второй, узкофюзеляжник международник МС-21, остается дело за широкофюзеляжником межконтинентальником типа Ил-96 ( вроде как собирают первый Ил-96-400 и планируют двудвигательный ребилд, но это не скоро).
Пока на всех тестовых МС-21 стоят американские двигатели. Скоро в тестовые полеты отправятся самолеты с родными для них ПД-14, которые изготовители уже передали на Иркут. Скорей бы увидеть полет и посмотреть, сможет ли МС-21 сделать полубочку, как сделал это на американской тяге на МАКС 2019.
Тот самый ПД-14. Увидеть его пока можно только вот так на стенде, либо летающим на летающей лаборатории ИЛ-76ЛЛ
Наконец нам разрешают подняться на борт МС-21 и почувствовать себя пассажирами.
Салон
Сразу нам на глаза попадается кухня, в которой установлены стандартные тележки для еды, внутри которых будут касалетки с курица/рыба/омлет/бефстроганов - кстати при полете, если попросите бортпроводника касалетку добавку - есть вероятность что вы за знание матчасти ее получите )).
А в самом салоне нас ждет одна из фишек салона МС-21, связанная как раз с тележкой с едой - за счет большей приблизительно на 30см ширины фюзеляжа, по сравнению с одноклассниками (от А и В), инженерам и компоновщикам удалось сделать проход шире и теперь вы сможете стоя попа к попе с другим пассажиром укладывать свои покупки из дьютика или не мешать проходу других пассажиров, а в полете сможете разминуться с бортпроводником и тележкой двигаясь в/из туалета.
Для любителей летать с кучей сумок с товарами из дьютика будет много места в багажных полках, туда даже влезают вертикально "кабинные" чемоданы.
Компоновка салона двухклассная как у всех, тут откровений нет - в бизнесе 2+2, в экономе 3+3. Представленные кресла удобные, места достаточно. Подробности по ширине кресел и шагу приводить особо смысла нет - все будет зависеть от выбора авиакомпании, например недавно стало известно что производитель уже разрабатывает салон максимальной вместительности, так что там размеры кресел и шага могут быть меньше, чем в представленном демо салоне.
Подождем первых рейсовых экземпляров и тогда будем делать окончательные выводы об удобстве кресел.
Иллюминаторы по размерам больше чем у одноклассников и сопоставимы с иллюминаторами широкофюзеляжников - удобнее будет делать фотки в полете.
На случай приводнения под креслами расположены спас жилеты - достаточно потянуть за красную ленту и жилет в ваших руках. А так как самолет среднемагистральный, то летает над большими водными пространствами, поэтому в случае приводнения одних спасжилетов мало - до берега далековато может быть добираться вплавь своими силами, поэтому аварийные надувные трапы одновременно являются еще и спасательными плотами, в которых пассажиры могут либо добираться до берега либо ждать прибытия спасателей.
МС-21 самолет пока еще тестовый и не все внутреннее пространство отдано под демо салон, в задней части еще расположено тестовое оборудование и заодно можно увидеть что находится под обшивкой салона.
Кабина пилотов
Салон посмотрели, а теперь к пилотам в кабину МС-21-300.
К сожалению приборы и подсветка включены не были, так кабина скучнее смотрится.
Система управления похожа на Airbus- ручки управления боковые и никаких штурвалов. Несколько больших МФ экранов и никаких старых теплых ламповых кругляшей и интересные индивидуальные мониторы у каждого пилота около сайдстиков - замена IPad'ов?
На потолочной консоле непривычно мало тумблеров и кнопок.
Была информация, что к серийному производству наладят выпуск стекол кабины со встроенным обогревом, усиленной птицестойкостью при меньшей массе, по сравнению с устанавливаемыми сейчас. При этом планируется два вида материала изготовления - поликарбонат и силикатное.
P.S.
Жаль, иностранцев, как и в 2017 на МАКС 2019 было "раз, два и обчелся" - отдувались Airbus, с их красавцем А350 (о его новом умном салоне отдельно), Embraer E195-E2 в раскрасе робо-льва, да пилотажники "Балтийские пчелы" на L39. В этом году к ним добавились китайцы, но только с макетами и с демо салоном совместного российско-китайского широкофюзеляжника CR929 (эээ, а как же тогда Ил-96-400 и его двудвигательный вариант - хочется спросить - 2 самолета будем тянуть?). А когда то было полно западных военных бортов, помню как над дачей низко пролетал B-52.
Ну да ладно, от нас это не зависит, поэтому будем довольствоваться тем что было. Да и судя по итоговым сообщениям организаторов по количеству посетителей у авиасалона МАКС с интересом зрителей все в порядке.