В
феврале этого года французская яхта «Джулия» попала в беду. Пройдя Панамский канал, она направлялась от берегов Центральной Америки к берегам Европы. На борту яхты было четыре человека: двое взрослых – папа и мама, и двое их детей – девочка 9 лет и мальчик 11 лет. Благополучно миновав Карибское море, пройдя между Гаити и Кубой, оставив позади Багамские острова, яхта повернула на северо-восток. В планах путешественников не было намерения посетить Бермудские острова, они хотели идти прямо к Гибралтару, чтобы выйти в Средиземное море и в Марселе, на родине, поставить точку в своем кругосветном путешествии. Все было благополучно до тех пор, пока не грянул гром. В буквальном смысле. Небо заволокло тучами. От них к морю протянулись молнии. Одна из них – возможно, потому, что корпус «Джулии» сделан из стали, - ударила в мачту. По счастью, громоотвод сработал надежно, но навигационное оборудование было выведено из строя. И не только сами приборы, вся проводка оказалась негодной. Ситуация, однако, не выглядела драматической, есть же паруса, мотор, в конце концов можно запросить помощь… Но выяснилось, что мотор завести нельзя, испорченные аккумуляторы не позволяют связаться с землей, аварийный буй тоже отказался работать - и ни ветерка. Полный, самый что ни на есть мертвый штиль! Так было и на следующий день, и через неделю, и через две недели. Паники на борту, однако, не было: продуктов хватало, хотя неработающий холодильник внес коррективы в меню, воды тоже было достаточно. Оставалось набраться терпения и ждать, развлекая себя купанием среди саргассовых водорослей. Да, яхта и ее экипаж оказались в центре Саргассового моря, места таинственного и, как считалось в минувшие века, смертельно опасного.
Насколько - смертельно?
В эпоху Великих географических открытий, когда испанские, португальские и прочие парусники шли из Старого Света в Свет Новый, они нередко попадали в штилевую зону, раскинувшуюся между 23-35° с. ш. и 30—68° з. д. Беспощадное солнце и полное безветрие на протяжении многих недель приводило к тому, что люди теряли рассудок и даже умирали от голода и жажды. Действительно, такое случалось, но вот чтобы какой-нибудь корабль совершенно обезлюдел по указанной причине – нет тому документальных свидетельств, это уже байки. Несомненно другое: став пленниками Саргассова моря, моряки первым делом избавлялись от лошадей, которых везли в американские колонии. Оттого и были прозваны эти широты «конскими» - Horse Latitudes. Но рано или поздно ветер наполнял паруса, и корабли продолжали свой путь.
Восемнадцать дней длился дрейф «Джулии». Хотя казалось, что яхта застыла на месте, на самом деле ее медленно кружило по часовой стрелке в огромном водовороте, который так и называется – Саргассова карусель. Но пришел ветер, и все пришло в движение – люди на борту заулыбались, а яхта направилась к берегу, но уже к тому, что поближе, к Бермудским островам. Туда она добралась без каких-либо приключений к вящей радости экипажа, сгоравшему от нетерпения поведать миру и журналистам о своем пребывании в самом сердце Саргассова моря. Рассказ их, однако, получился красочным лишь в начале, где была гроза, гром и молния, а вот дальше… изо дня в день одно и то же. Жара, сублиматы, купание, водоросли - тоска! И тем не менее он заставляет обратиться к былым примерам, и уже не из времен достославных, а сравнительно недавних.
В 1894 году шхуна «Норвуд» направлялась из США в Европу. Ураганом ее снесло на юг, в Саргассово море. Команда шхуны еще в первые штормовые дни покинула корабль, который дал течь, и пересела в лодки, забыв при этом о юнге, помощнике кока по фамилии Томсон. Оставшись в одиночестве на осевшем, но державшемся на воде корабле, Томсон не опустил руки, а отремонтировал одну из оставшихся шлюпок, вооружил ее мачтой и парусом, и выбрался из западни (а его «товарищи» по экипажу так и сгинули в океане). Как потом рассказывал юнга, за время своего путешествия по морю, напоминающему «зеленый луг или болото», он видел опутанный водорослями старинный галеон, рядом с ним 18-пушечный бриг, а вдали проржавевший пароход. Этим бы ему и ограничиться, но последующий рассказ о встрече с морским змеем несколько подорвали доверие ко всему сказанному ранее. Однако…
В 1912 году лет итальянский трехмачтовый парусник «Герат» тоже был «доставлен» штормом в Саргассово море. Семь месяцев продолжался безнадежный дрейф по замкнутому кругу. За это время матросы видели огромные «острова» водорослей, из которых торчали стволы деревьев и обломки затонувших кораблей. Когда запасы продуктов и воды почти иссякли, спасительный свежий бриз вынес «Герат» в чистые воды.
А до того… Джошуа Слокам – это имя известно каждому моряку. В 1898 году, завершая кругосветное путешествие – первую кругосветку, совершенную на яхте под парусом в одиночку, Слокам на целую неделю застрял в Саргассовом море. Прошло 10 лет, и в 1909 году, капитан «Спрея» отправился на своем знаменитом суденышке с острова Мартас-Виньярд (штат Массачусетс) в Южную Америку. С тех пор больше его никто не виде. И вроде бы путь его лежал как раз через Саргассово море…
И еще… В 1955 год в Саргассовом море обнаружили яхту «Коннемара-4» без единого человека на борту. Что произошло на борту, так и осталось тайной.
И наконец… В 2012 году экипаж российской яхты «Скорпиус» во главе с капитаном Сергеем Низовцевы пытался установить мировой рекорд, пройдя в течение одного года две кругосветки без перерыва – вокруг Антарктиды и Северного полюса. В точке с координатами 27 градусов 9 минут с. ш., 64 градуса 50 минут за з. д., а это «обочина» Саргассова моря, в яхту ударила молния. Из строя вышли все навигационные приборы, кроме… российской ГЛОНАСС. И мотор тоже остался в исправности. Так что всех ужасов «саргассового плена» нашим путешественникам испытать не довелось – вышли! А потом и рекорд установили.