Как лучше понять темперамент своего ребенка?
Некоторые дети "легкие". Они предсказуемы, спокойны и позитивно относятся к большинству новых переживаний. Другие дети труднее справляются со своими эмоциональными переживаниями, не имея возможности легко управлять ими.
Легкость адаптации ребенка к окружающей среде в значительной степени зависит от его темперамента – способности адаптироваться и эмоционального стиля. По большей части, темперамент - это врожденная особенность ребенка. Он несколько изменяется, особенно в первые годы жизни, с приобретением опыта и через взаимодействие с другими людьми, окружающей средой.
К тому времени, как ребенок достигнет семилетнего возраста, его темперамент уже определился и не может особенно измениться в будущем. Эти врожденные характеристики не имеют ничего общего с вашими навыками родителя. Тем не менее, поведение ребенка школьного возраста во многом зависит, как взаимодействуют ваши с ним темпераменты, а также от того, как другие реагируют на него - насколько комфортно он вписывается в свое окружение.
Характеристики темперамента
Зная некоторые особенности темперамента, вы будете лучше понимать своего ребенка, ценить его уникальность и сможете решать многие проблемы, которые приводят к недоразумениям и конфликтам.
Темперамент состоит, по крайней мере, из девяти основных характеристик:
1.Уровень физической активности
Уровень физической активности, беспокойства или суетливого поведения, который ребенок демонстрирует в повседневной деятельности (и который также может влиять на сон).
2.Периодичность или регулярность
Наличие или отсутствие регулярной модели основных физических функций, таких как аппетит, сон и привычки работы кишечника.
3.Контактность
Как ребенок реагирует на новые раздражители – новых людей, ситуации, места, продукты питания, изменения в распорядке дня. Какой он, ребенок, - Быстрый и смелый или Медленный и нерешительный.
4.Способность адаптироваться
Степень легкости или сложности, с которой ребенок адаптируется к изменениям или новой ситуации, и насколько быстро малыш может изменить свою реакцию.
5.Эмоциональность
Уровень энергии, с которой ребенок реагирует на ситуацию. Положительной или отрицательной.
6.Настроение
Настроение, положительное или отрицательное, или степень приветливости или неприветливости в словах и поведении ребенка.
7.Степень внимания
Способность концентрироваться на задании, с отвлечением или без отвлечения внимания.
8.Способность отвлекаться
Легкость, с которой ребенок может быть отвлечен от выполнения задания внешними (обычно зрительными или слуховыми) стимулами.
9.Сенсорный порог
Количество стимуляции, необходимое для реакции ребенка. Есть дети, которые реагируют на малейшее воздействие, а другие требуют интенсивного и/или продолжительного.
Как темперамент влияет на детей и их родителей
У каждого ребенка своя модель из девяти темпераментных характеристик.
Многие, но не все (!) дети, как правило, попадают в одну из трех широких и в некоторой степени нечетко определенных категорий: легкий ребенок, застенчивый, который иногда испытывает трудности и трудный ребенок. Эти ярлыки - удобное сокращение, но ни один из них, конечно не дает полного представления о ребенке. Многие родители считают более правильным думать о своем ребенке с точки зрения девяти черт темперамента.
Легкий ребенок легко реагирует на любые события и окружение. Он всегда в хорошем настроении, эмоциональность - от легкой до умеренной. Он легко адаптируется к новым школам и людям. Столкнувшись с разочаровывающей ситуацией, он обычно делает это с относительно небольшим беспокойством. Его родители, вероятно, описывают его как "радость быть рядом". Только около 40% процентов детей подходят под это описание.
Другой темпераментный профиль - замедленный, застенчивый ребенок, который склонен иметь беспокойные настроения, но не всегда они негативные. Он медленно приспосабливается к незнакомому окружению и людям, стесняется заводить новых друзей, имеет тенденцию к замкнутости, сталкиваясь с новыми людьми и обстоятельствами. Столкнувшись с новой ситуацией, он с большей вероятностью столкнется с проблемами, связанными с беспокойством, физическими симптомами или разлукой.
Трудный или проблемный ребенок имеет тенденцию негативно и интенсивно реагировать на происходящее в мире. В младенчестве его можно было отнести к категории привередливых детей. В раннем детстве он мог быть склонен к вспышкам гнева. Иногда он все еще может быть взрывоопасным, упрямым и напряженным и плохо приспосабливаться к новым ситуациям. Некоторые дети с трудным темпераментом могут испытывать трудности с адаптацией в школе, а их учителя могут жаловаться на проблемы в классе или на детской площадке.
Важно отличать трудный темперамент от других проблем. Например, некоторые заболевания, эмоциональные и физические нагрузки могут вызвать поведенческие трудности, которые на самом деле не являются проблемой темперамента.