Найти тему
Раккун Сити

Джокер – некомфортная драма без злодеев и комиксов

Перед просмотром новой картины Тодда Филлипса важно знать не тот факт, что раньше режиссер снимал комедийные фильмы, вроде «Мальчишника в Вегасе», а то, что «Джокер» это вовсе не кинокомикс, а самый настоящий триллер о психическом заболевании.

Связь картины с привычным представлением этого, безусловно, культового персонажа практически отсутствует, так как все атрибуты из мира комиксов DC расставлены таким образом, что замени одни имена на другие, а название города на условный Нью-Йорк – и получится совершенно неузнаваемая история, впервые представляющая Джокера в подобном свете.

Артур Флек – наивный и обаятельный мужчина среднего возраста, которому практичнее срастись с образом клоуна, чем смотреть на мир трезвым взглядом. Он аполитичен, потому что его не столько заботит государство и система, сколько основы взаимоотношений между людьми в социуме. Флек анализирует окружение путем отношения общества к нему самому, это и отличает его от напрашивающегося на сравнение Трэвиса Бикла из «Таксиста» Скорсезе, с которым кинолюбители ассоциировали героя Филлипса. Если Бикл взялся за оружие, потому что он так захотел, то Артур Флек сделал это, потому что у него не было выбора.

Весь путь становления Джокера – деструктивная самозащита, изящно перерастающая в кровавый катарсис. И в центре внимания находится человек, чья психическая нестабильность и заметная асоциальность позволяют чуть ли не в торжестве показать этот страшный переход.

Хоакин Феникс. Сейчас я назвал моего фаворита на «Оскар» за главную мужскую роль. Мне посчастливилось увидеть фильм в оригинале, и кажется, это тот случай, когда дубляж может с неосторожностью навредить восприятию актерской игры главного героя. Это от и до утонченный и противоречивый перформанс Феникса, который отпугивает и гипнотизирует своими движениями, интонациями, всхлипываниями, истерическим смехом и мокрыми глазами. Режиссер неоднократно показывает лицо актера крупным планом, что до неудобства сближает зрителя с персонажем и из таких моментов состоит по крайней мере первая половина фильма.

Непрекращающийся смех Артура Флека – его психическое отклонение, реакция мозга на негативные эмоции и любые стрессовые ситуации. В одной из сцен он даже достает свою неаккуратно заламинированную карточку, на которой написано, что это неконтролируемый признак его заболевания – и глядя на происходящее не столько отдаляешься к жалости, сколько к общему понимания некомфортности происходящего. Иногда, в подобные моменты, кто-то в зале, да и я сам неловко посмеивались – хотя смеяться было не с чего. Это был неприятный для нас самих смех.

-2

Тодд Филлипс и сам преобразился в данном фильме в большого любителя метафор. Держа на руках тему ментальной нестабильности, он решил прописывать некоторые кадры и сцены, действуя на подсознание зрителя. Для этого использовалась и та самая лестница между домами, которая отражала состояние героя на протяжении фильма, и некий романтический интерес Артура Флека и даже его любовь к танцам.

Язык тела, построение кадра и попытки убедить нас в реальности/нереальности происходящего путем того, как именно Артур смотрит на мир вокруг себя – это инструменты режиссера, которые позволяют взглянуть на события фильма со стороны нездорового человека.

Превращение Артура Флека в Джокера – череда совпадений и болезнь самого Готэма, которая в итоге позволила обиженному и слабому человеку почувствовать возвышенность над целым миром и впервые за долгое время ощутить себя нужным, находясь в эпицентре хаоса. Это угрюмый и не стесняющийся жестокости фильм и мастерски замаскировавшаяся бомба, запущенная в глубины пластмассовой поп-культуры.