Найти тему
О модном теле

Раньше полнота была в моде? А вот и нет!

Кто не видел пышнотелых рубенсовских нимф и богинь? Пикантные ямочки, сильные бедра и двойные подбородки. Одна его картина "Шубка" чего стоит!

П.П, Рубенс "Шубка". Около 1636—1638 года,  Вена, Музей истории искусств
П.П, Рубенс "Шубка". Около 1636—1638 года, Вена, Музей истории искусств

Каково же будет наше разочарование, если мы посмотрим на изображения обнаженного тела, оставшиеся нам о современников Рубенса! Антонис ван Дейк, известнейший из учеников Рубенса, изумительный и тонкий портретист нечасто писал обнаженные тел. Но когда писал, его представление о красоте значительно отличались от вкусов учителя. Ожидать подтянутого спортивного тела от женщины XVII века сложно. В число женских досугов еще не вошли спорт и гимнастика. Но это тело стройное, изящное, но никак не по-рубенсовски роскошное.

А. ван Дейк Амур и Психея. 1638-1640. Королевская коллекиция, Винзор.
А. ван Дейк Амур и Психея. 1638-1640. Королевская коллекиция, Винзор.

На полотнах современников Рубенса мы видим скорее ожившие античные статуи, соединяющие в себе девичью свежесть с материнством. Это время было всё ещё проникнуто грандиозным культом физической красоты, пришедшим из Возрождения. Представление о красоте женщины основывается на прелести материнства. В женской внешности ценилось соединение ветряной Венеры с домовитой Юноной.

К. ван Харлем Марс и Венера. Национальный музей в Варшаве
К. ван Харлем Марс и Венера. Национальный музей в Варшаве

По мнению известного ценителя женской красоты Брантома, прекрасная женщина "должна быть высокого импозантного роста, должна обладать пышной, прекрасной грудью, широкими бедрами, крепкими ягодицами — как Венера Каллипига, — полными руками и ногами".

Венера Каллипига. Около 2-го века н.э. Мрамор
Национальный археологический музей, Неаполь
Венера Каллипига. Около 2-го века н.э. Мрамор Национальный археологический музей, Неаполь

Венера Каллипига или Прекраснобедрая после того, как её статуя была найдена и вошла в собрание князей Фарнезе, стала идеалом женской красоты. Пропорциональная фигура с изящными линиями стала образцом на несколько веков вперед. Изображать героинь, повернувшихся обнаженной спиной к зрителю, стало настолько хорошим тоном, что уже в XVIII веке копии скульптуры были заказаны для Большого каскада Петергофа и Екатериненского парка.

Но вернемся в Нидерланды времен Рубенса и его пышнотелых красавиц. Увы, современники не разделяли его взглядов на красоту тела. Их натурщицы были так же белокожи, нежны, но не столь пышны.

Я. Йорданс. Выбор Париса, 1625, Музей университета, Майами
Я. Йорданс. Выбор Париса, 1625, Музей университета, Майами

Может быть не стоит думать о вкусе эпохи по вкусу одного, пусть даже очень талантливого живописца?

P.S. Подписывайтесь на мой канал о истории тела! Больше лайков и перепостов - больше интересных статей!