Трио бетонных павильонов на зеленом холме – элегантный новый проект американского архитектора Стивена Холла. Это - новые пространства для искусства в Центре Кеннеди в Вашингтоне. К древнему строительному материалу архитектор также подошел художественно, соединив бетонную функциональность с эстетикой и требованиями акустики.
Издали бетонные здания кажутся монолитными и бесшовными, вблизи же стены имеют отпечаток деревянных досок. В репетиционных залах стены сделаны из «морщинистого бетона». Внутренние бетонные интерьеры - из необработанной двухдюймовой Дугласовой пихты. Распил этого хвойного дерева имеет очень интересный рисунок, который Стивен Холл перенес на бетон. Еще есть белоснежно-белый бетон и бетонно-синее тераццо на полах.
- Всего – пять инновационных вариантов обработки бетона, не считая обычного серого и гладкого.
«Мы раздвинули границы того, что может сделать этот материал», - так считают в Steven Holl Architects.
«Морщинистый бетон» - crinkle concrete – материал, разработанный Steven Holl Architects специально для расширения Кеннеди-центра. Архитекторы искали способы сделать хорошую акустику в бетонном пространстве, и гладкие стены для этого не подходили.
Было много экспериментов, чтобы получить сморщенный бетон с 8-сантиметровым рельефом.
Листы алюминия определенной толщины сминали, потом фиксировали форму «кучерявости металла» с помощью строительной пены. Далее - резиновые слепки из этой алюминиевой конструкции, которые и стали бетонной опалубкой. «Затем мы заливали бетон в формы для морщин, затем формы снимаются, и у вас есть морщинистый бетон с одной стороны»,- рассказывает Garrick Ambrose, архитектор из Steven Holl Architects.
На бетонных стенах – отпечатки 5 сантиметровых досок. На полу – бетонное тераццо с синими вкраплениями природного камня.
Для бетонной смеси использовалась более экологичная переработанная летучая зола, она на 40% заменила цемент.
По сути, стены изначально были построены из деревянных необработанных досок Дугласовой пихты. Затем сделали формы, которые сохранили отпечатки дерева. И потом всё отлили из бетона. В итоге – в интерьере – грубая форма узкой доски.
Изогнутые формы бетонных зданий сперва создавались из деревянных досок.
«Надо построить другое здание, чтобы сделать нужное здание. Сначала - строительный конструктив из дерева, чтобы получить здание из бетона».
Самый трудный бетон?
Рассказывают авторы проекта:
«Белый бетон был очень сложным. Мы хотели, чтобы цвет новых построек дополнял белый каррарский мрамор существующего здания Кеннеди-центра. Белый цемент, который обычно используется для белого бетона, был недостаточно белым. Поэтому пришлось смешивать его с белым песком и светлым заполнителем, а затем добавить оксид титана, чтобы действительно выбелить смесь. Это был очень сложный процесс, который имел много экспериментов и попыток, чтобы улучшить яркий цвет бетона».