часть 2
С колоколен XVIII века до национального фонда относим только с особым вниманием отобраны памятники: в с. Подгорцы - из года 1720, что имеет блестящее сочетание традиционной формы с безупречными пропорциями; в с. Прислип - из года 1729 через своеобразный образ с выразительным и изящно элегантным силюетом; в с. Топольница - из года 1730 за оригинальный и большой образ; в с. Ясеница Замковая -с года 1760 по прославленный своими галереи архитектурный образ; в с. Бусовиско - из года 1773 за своеобразно развязан и тонко произведен в деталях, привлекательный для глаз образ; в с. Поздяч - из года 1777, по совершенно необычный, но хорошо созданный образ высокой здания; в с. Большая Горожанка - из года 1790, за интересную развязку верхней части здания; в Каменце Струмиловой - с XVIII века, где также, как и в Ясеницы Замковой, почти целая колокольня охвачена открытым галереи, напоминающие театральные ложи.
Отдельно ставим колокольню XVIII века в селе Ямное как блестяще решения архитектурного сооружения - традиционной и неповторимо оригинальной с изящно художественным силюетом.
Заслуживает внимания колокольня в с. Семаковцы с XVIII века, в композиции которой просматривается поиски нового. В XVIII веку было много повторений определенных схем и компонентов, но было и новое, достойное внесения в фонд национальных художественных сокровищ.
В XIX веке также появились колокольни, до сих пор ойни быть зачислены в первостепенных памятников украинской архитектуры. Среди них особенно интересны те, что вносят новые вариянти колоколен, которые в основном представляют национальные черты: простоту форм, добрые пропорции и выразительность образа.
Уже в начале нашего века возникла трехъярусная стройная и оживленная красивыми отверстиями колокольня с полукруглыми завершениями - большими втором и меньше на третьем этаже - в селе Рожанка Вижн с 1804 года. В таком же роде трехъярусная колокольня, но в других пропорциях, в селе Комарники - с 1815 года, с поиском новых форм оконных вырезов наверху.
К оригинальной своей устойчивостью общей, распространенной внизу, монументальной формы принадлежат колокольни в с. Репель - с 1826 года, особенно в селе Чуква - с 1854 года. Еще до возникновения последней, которая составляет пережиток сторожевой башни, построена было в селе Труханов в 1830 году изящного силуэта двухэтажное колокольню.
Манящая не только своей простотой и хорошими пропорциями двухэтажное колоколенка в селе Барбивци с XIX века. В ней внесена новая и замечательную с художественной точки зрения удлиненно ромбическую форму четырех столбцов с каждой стороны второго этажа, на которых держится невысокая чотирисхильна пирамидальная кровля.
Удачно передано общий традиционный образ трехэтажного колокольни в селе Забереже с XIX столетия. В этой сравнительно недавнее достопримечательности мягкие закругления некоторых элементов (форма консоль первого этажа, определение восьмигранной бане с залом, хорошей формы головки с крестом) указывают на то, что в XIX веке строительные мастера Украины любовались живописными формами пережитого уже казацкого барокко.
Даже вышеперечисленных памятников достаточно, чтобы признать национальный фонд украинских колоколен, в большей или меньшей степени бойковского происхождения, достойным высокой оценки среди мировых памятников архитектуры в дереве.
По выбранных нами 240 ведущих профилей деревянных церквей, среди которых преобладают памятники более или менее характерные для бойковского типа. То из этого числа все образцы архитектуры XVI века и значительное количество памятников XVII столетия следует отнести к национального фонда.
Уже такие древние церкви, уцелевшие до наших дней, то есть этаж четырех столетий, будучи построены из дерева, как в Потеличе - года 1502, Ковеле - года 1505 (совсем недавно ее снесено), в Улючи - года 1510 (или 1517), в Суходолах - года 1580, в Коломые - года 1587 и в Колодном -XVI возраста, - все они не только "прадеды" поздних деревянных храмов на Украине, но и очень ценные образцы художественной композиции, в которых пролит свет на предыдущую пропавшую уже мастерство и заложены основы развитой позднее творчества. Каждая из вышеперечисленных церквей имеет образцовые пропорции, свой индивидуальный образ и склонность к характерно украинского живописности.
Неудивительно, что после опыта, приобретенного в XVI веке, в начале XVII столетия чувствуется большое творческий подъем в архитектуре из дерева, появляются такие замечательные образцы национального фонда, как церковь в с. Мужиловичи - появилась круг 1600, и еще ценнее своей монументальностью и живописностью церковь св. Юра в Дрогобыче - также круг 1600. Этот храм - синтеза прошлого и творческий прогноз ближайшего будущего - есть одновременной синтезом двух искусств - архитектуры и монументальной живописи, проявленной в росписях интерьера. В этой памятке есть еще две черты, которые вносят заметное оживление в образ целого: открытая галерея и маленькая пристройка, которая способствует масштабному представлению о здание.
Церковь в Стрибаривци с 1605 года позволяет одно из первых порывов вверх центральной башни, которая намечает дальнейшее формирование пирамидально-ступенчатых башен.