Найти тему

Сорванный цветок пустыни, которому удалось расцвести

Как часто вы во время просмотра фильма ловите себя на мысли, что наблюдаете за историей очередной Золушки? Вариации этого есть и в «Дьявол носит Prada», и в «Очень богатых азиатах». Но в современном мире съемочной группе приходится приправлять знакомый миллионам сюжет чем-то поострее, чтобы не скатиться в сказку. Так случилось с картиной Шерри Хорман «Цветок пустыни». 

Начало истории почти типично для «Золушки» : совсем юная девушка, девочка, по имени Варис Дирие (Лия Кебеде), которая имеет смуглую кожу и называет рождённого у овцы, принадлежащей её семье, детёныша именем дочери Аллаха, сбегает из родного дома, окружённого бесконечной пустыней, потому что не хочет выходить замуж. А затем мы видим её уже в Лондоне, взрослую, испуганную и... чужую миру, где всего слишком много. Взгляд Варис в магазине одежды становится несколько странным: девочка из Сомали не подозревала о таком разнообразии вещей, украшений, машин, домов и людей. Людей, которые считают её неким посторонним элементом из другого мира, который не вписывается в их представления и кажется даже чем-то враждебным. Мы перехватываем скептические, непонимающие, несколько ужаснувшиеся выражения лиц, и, возможно, вспоминаем реакцию самих себя на очередного мигранта-оборванца, которых сегодня полно на каждом углу. Так героиню встречает и первая знакомая, продавщица, мечтающая танцевать в балетной труппе, Мэрилин (Салли Хокинс). Дальше все, на первый взгляд, по отработанной схеме: чужачка получает работу (не бог весть что, но жить можно), ночлег и общество новой подруги, которой движут жалость и любопытство, позволяющие ей увидеть девочку бесконечной пустыни с другой стороны. И — как в сказке — предложение о съемках от именитого фотографа, которого волей судьбы забросило в забегаловку, где работала Варис.

Кадр из фильма «Цветок пустыни»
Кадр из фильма «Цветок пустыни»

И она становится супермоделью. Экзотическая внешность действительно открыла ей путь в новый мир, причём сама героиня будто бы не осознаёт до конца своего везения. «Быть моделью лучше, чем быть уборщицей», — вполне серьёзно говорит девушка в беседе с агентом. Она попадает на обложки журналов, успевает пережить скандал с подделанным паспортом, который был нужен ей, чтобы отправиться покорять мировые подиумы, пожить в фиктивном браке с человеком добрым, но несколько слабым (который вкупе с обожанием обрушивал на Варис желание обладать) ради получения необходимых документов...

Только есть одно «но», которое отличает эту историю от многих: девушка-героиня действительно другая. Её сформировали другие общество, культура, верования и традиции. Она не просто не привыкла к разнообразию и к достатку — она не привыкла не экономить воду, ходить с непокрытой головой. Она не приемлет порой излишнюю свободу поведения и нравов. Она, в отличие от Золушек, не ждёт Фею-крестную, её непростой путь к тому, чтобы в чужом ей мире зваться человеком, лежит через испытания и события, о которых чужой мир обычно предпочитает молчать или не думать. Преодоление бесконечной пустыни, изнасилование, работа за гроши в сомалийском посольстве, языковой барьер, бродяжничество, питание продуктами, отправленными в мусорные баки.

А ещё Варис подверглась обрезанию в детстве. 

Здесь стоит отметить, что у героини есть реальный прототип. В основу киноленты положен автобиографический роман сомалийской модели Варис Дирие. Она была участницей рекламных кампаний таких крупных брендов, как Chanel, L’Oreal, Revlon. А ещё она была обрезана в детстве. 

Модель Варис Дирие (источник: http://roger.spb.ru/varis-dirie-model-foto.html)
Модель Варис Дирие (источник: http://roger.spb.ru/varis-dirie-model-foto.html)

По данным Организации объединённых наций, примерно 200 миллионов живущих сегодня на Земле девочек и женщин обрезаны. Это значит, что их внешние половые органы частично или полностью удалены. Операция практикуется в странах Африки, Ближнего Востока, иногда — в Австралии, Европе и Латинской Америке. Термин под запретом с конца XX века, слава всему разумному на планете, обрезание считается теперь просто нанесением увечий и запрещено официально. Однако и сегодня эта практика распространена на некоторых территориях и в иммигрантских общинах. И надо понимать, что не всегда девочки и женщины выживают после подобного.

Варис Дирие, та самая, реальная, выжила. И моделинг дал ей возможность обрести голос и от имени ООН говорить о необходимости запрета женского обрезания. Она вспоминала, как перед операцией ей твердили о религии, чистоте, обязанности выйти замуж. Но Варис так никогда и не смогла принять того, что с ней произошло. Она истекала кровью после операции, презирала бога, который, по её мнению, ненавидел её, раз заставил пройти через настоящий ад, а после — сбежала, не желая посвящать свою жизнь незнакомому человеку, выбранному ей в мужья. Она отправилась пешком по пустыне в Могадишо, оттуда перебралась в Лондон. Там, работая в Макдональдсе, будущая модель познакомилась с фотографом Теренсом Донованом, который и сделала из неё звезду. 

Казалось бы, днём, изменившим жизнь, должен был стать день этой встречи. Но женщина уверена: это был день, когда она перенесла жуткую операцию и осталась в живых. Позже она основала благотворительную кампанию, целью которой был запрет женского обрезания. Но, по словам Варис, мир оказался не готов к подобному большому разговору. Несмотря на это, модель продолжает говорить о том, что девочек калечат и сегодня. Не только в Африке, но и во всем мире — из-за роста миграционных потоков и распространения жутких традиций. И эти девочки, такие же, какой была когда-то она, часто умирают.

В отличие от многих из них, «киношной» Варис Дирие повезло. И если для всех Золушек поворотным моментом становится волшебство, для героини киноленты таким моментом стала операция. Причём нам становится известна эта деталь биографии девушки довольно рано, но до определенного момента мы не осознаем, как она перевернула жизнь Варис. Именно об этом она и говорит в интервью журналистке, которая, заботясь об интересах читателей, хочет услышать ещё одну историю о девочке, пробившийся из грязи в князи. Только самой героине надоели подобные истории. Она больше не боится открыть правду и желает одного: избавить девочек и женщин от бессмысленной, страшной традиции, разделяющий их жизни на «до» и «после». Она хочет стать человеком, меняющим не только свою реальность, и трансформировать понимание того, что значит быть женщиной.

Кадр из фильма «Цветок пустыни»
Кадр из фильма «Цветок пустыни»

В сюжете определённо есть отсылки к «Золушке». Однако он рассказывает о современенной женщине, которой не приходится ждать чудес. Она знает о жестокости, несправедливости и даже порой абсурдности происходящего в мире, проходит через это и стремится это преобразить. И эти маленькие, но смелые шаги девочки из бескрайней пустыни начинаются с того, чтобы заявить во всеуслышание то, что прежде считалось нормой в её мире и о чем принято было молчать в другом, новом: женщину не делает женщиной ужасающая операция, женщину не делает женщиной решения предков. Женщину делают женщиной её сила и свобода выбора.

Кстати, исполнившая роль Варис Лия Кебеде, которая родилась в Эфиопии, является послом Всемирной организации здравоохранения по вопросам материнства и детства. Она, как и Дирие, помнит о проблемах родной страны. По словам модели, важно проявлять заботу о семьях во всем мире. Кебеде не раз занималась сбором гуманитарной помощи, чтобы организовать помощь беременным женщинам в тех районах Эфиопии, где попросту нет нормальных условий для родов.