Найти тему

Адам Нэвилл. «Судные дни»

— Вы когда-нибудь слышали о сестре Катерине и Храме Судных дней?
— Да, — ответил Кайл и стал копаться в памяти в поисках информации о сестре Катерине и Храме Судных дней. Всплывали какие-то фрагменты, напоминающие поляроидные фотографии: выцветшее изображение оборванного бородатого человека в наручниках, идущего от полицейской машины в казенное здание; воздушная съемка какого-то ранчо или фермы… в Калифорнии? Обрывки информации о секте, которые он когда-то слышал по телику. В документальном фильме или новостях?
Он не помнил, откуда это знает, но, раз знает, значит, дело было громкое. Сейчас эти люди казались по-настоящему мрачными и культовыми персонажами.
Американская инди-группа «Сестра Катерина» в восьмидесятых, индастриал-группа «Храм Судных дней» десятилетием позже. Ну и конечно же, Кайл знал сестру Катерину по знаменитому портрету, хотя понятия не имел о ее жизни. Она красовалась на футболках на Камден-Маркете вместе с Джимом Джонсом, Чарльзом Мэнсоном, Майклом Майерсом и Джейсоном Вурхизом. Пухлое, густо накрашенное лицо с блаженным выражением, окруженное фиолетовым капюшоном монашеского одеяния. Ее глаза как будто смотрели в рай. Богородица и «Ревлон». От лидера злобной секты остались лишь черные шутки, мрачная ностальгия и шмотки для бунтующей молодежи. Женщина, которую убили… или она совершила самоубийство вместе со своими последователями в Америке?
Он не помнил, но точно знал, что Храм убивал людей. Или фанатики мочили друг друга? Кинозвезд? Нет, это «Семья» Мэнсона. То же время. Храм — это хипповская секта шестидесятых. Или семидесятых?
— Секта, — сказал он, пытаясь выглядеть безмятежным. Но поздно — успел нахмуриться, пока думал.
Макса, казалось, порадовало его невежество. Оно позволило ему пуститься в объяснения

Кое-кто из моих знакомых, прочитавших эту книгу активно просили ознакомиться с ней и меня. Не потому что им понравилось, скорее наоборот, видимо ждали от меня бурю возмущения вроде «Лондона» или «Октября». Но нет. Однажды я уже читала «Ритуал» Невилла, и потому в курсе, что он может создать как вполне атмосферную в своей жутковатости историю, так и лютую дичь, причем «Ритуал», как раз хороший пример и того, и другого.

В общем и целом, «Судные дни» довольно неплохая книга. Главному герою, режиссеру малобюджетных документальных фильмов, обиженному на массмедиа и обстановку в киносреде, предложили снять документалку о некоей секте Судных Дней. У главгера довольно патовая ситуация в плане финансов, влияющая на творческие планы, гонорар же сулит выход из этой ситуации и потому он соглашается. А дальше начинается… что-то.

При съемках происходят какие-то странности, съемочная группа пугается, находит рациональные объяснения происходящему. Но чем дальше они продвигаются в своем срежессированном заказчиком расследовании, тем меньше рациональных объяснений у них остается. Более-менее ясно одно – то, что происходило с сектой, не закончилось, и теперь то же самое происходит со съемочной группой.
Ну и, казалось бы, по завершению фильма должен наступить и финал истории, но нет. Главному герою предстоит ещё узнать с чего все началось, а началось оно далеко не с той секты, о которой он снимал фильм. И в этом большая загвоздка – ему рассказывают историю с теми же «симптомами», которые для читателя происходили уже дважды, с сектой и съемочной группой. Излагается все в более концентрированном виде, и вполне оправдано по сюжету. И оно не лишнее с точки зрения истории, но лишнее с точки зрения книги.

Второй нюанс, который я хочу отметить – довольно раздражающий главный герой. К тому же на протяжении всего повествования я не слишком верила в его эмоции и мотивы. К слову, так было и с персонажем «Ритуала», и я подозреваю, что такие вот персонажи – основная фишка Нэвилла. Не могу сказать, чтобы на этот раз я мечтала о том, чтобы участников действия уже наконец сожрали, но поверила в искренность главного героя только один раз – когда с ним приключилась истерика по поводу популярности тоталитарных сект, где людей мешают с дерьмом за их же деньги.

Ну и что могу сказать – мне действительно понравилась история, которую узнают герои книги. Она темная, грязная, с легким налетом сюрреализма. В конечном итоге – она о людях, о том, как далеко готовы зайти некоторые из нас в своей жажде власти, денег, в своем эгоизме. Но меня не оставляет мысль, что эта история могла быть лучше, если бы была скомпонована как-то иначе. Если бы не осталось хвостов, или были убраны детали, приводящие к их появлению. А ещё – эта книга очень кинематографична. И, возможно, фильм был бы лучшим решением. Или даже игра.