На первый взгляд все просто – мы же как-то выросли. Но зачастую родители, испробовав несколько моделей воспитания, теряются и не знают, куда дальше идти. По себе знаю, как это сложно, когда информации масса, а «отрывочные» знания не работают, и кажется, что все идет не так.
Наш обзор поможет Вам понять, какие направления воспитания необходимо «подтянуть», и в результате найти или изобрести свою систему воспитания, наладить гармоничные отношения с малышом и каждый день радоваться материнству.
Согласно одному из определений, воспитанием называется целенаправленное формирование личности ребенка. Цель такой работы – подготовка маленького человека к будущему участию в культурной и общественной жизни согласно принятым в обществе социокультурным правилам и моделям.
То есть, если говорить простыми словами, с помощью воспитательных мер мы готовим чадо к будущей взрослой жизни со всеми ее радостями и перипетиями, учим его «языку» общества и культуры народа и страны. А, значит, и от успешности наших действий во многом зависит будущий успех нашего чада. С чего же начинается воспитание дошкольника? Выделим несколько важных моментов:
Личный пример. Многие специалисты утверждают, что прежде чем «браться» за ребенка, необходимо сначала воспитать себя (об этом мы говорили в статье «Главный секрет воспитания детей«). Конечно, в этом есть рациональное зерно, ведь мы не можем передать малышу то, чего нет в нас самих. Иными словами, родитель, поглощающий пиво с креветками, и заедая все тоннами шоколадных конфет на глазах у ребенка, вряд ли научит его кушать «правильные» кашку и кабачок. И это необходимо помнить!
Понимание цели воспитания. Нужно разобраться для себя, что именно Вы хотите воспитать в крохе? Каким Вы мечтаете видеть его в будущем? И, что немаловажно, к чему у него самого есть склонности, таланты? Согласитесь, от этого тоже очень многое зависит. Умение увидеть в ребенке то «зернышко», которому надо помочь прорасти – это, пожалуй, и есть одна из главнейших целей воспитания и развития малыша.
Индивидуальный подход. Многодетные мамы наверняка согласятся со мной, что те воспитательные меры, которые подходят одному из детей, могут вообще не сработать с другими. И не стоит искать универсальный рецепт – если бы такой существовал, наверняка отпала бы потребность в остальных. Поэтому лучше пробовать и выбирать то, что подойдет больше всего именно вашему тандему.
Разносторонность и многоплановость. Воспитание не может и не должно быть однобоким, затрагивать только одну из сторон развития личности. Поэтому важно знать направления воспитания, уметь их в нужное время применять в жизни и формировать стройную и гармоничную общую систему. Философский подход.
Это не о том, что надо много говорить на данную тему, но ничего не делать. Нет, тут я хочу добавить свои наблюдения о том, что не стоит так уж рьяно и фанатично следовать той или иной системе воспитания. Так или иначе, ваш ребенок – личность, не похожая на других. Да, многое зависит от того, что вы в него заложите.
Но немаловажно и то, что изначально есть в нем, а, значит, ваша цель вполне может не совпасть с его целью. Впрочем, об этом вы, скорее всего, узнаете уже позже. Посему – прочь перфекционизм, и вперед к гармоничному сотворчеству с малышом!
Немного из психологии дошкольника.
Дошкольное детство являет собой короткий, но очень важный период утверждения личности. В данный период у ребенка не только появляются начальные знания о мире, который его окружает, но и вырабатываются привычки и навыки правильного поведения, формируется характер, начинает складываться определенное отношение к труду, к другим людям. Переоценить значение дошкольного периода очень сложно.
Дошкольным возрастом считается период с 3 до 7 лет.
Условно его делят на несколько периодов:
3-4 года – младший дошкольный возраст;
4-5 лет – средний дошкольный возраст;
5-7 лет – старший дошкольный возраст.
Традиционно дошкольный период начинается кризисом трехлетнего возраста и заканчивается поступлением в школу. Кризис 3 лет – это период, в который происходит всплеск повышенной самостоятельности малыша. Такой всплеск вызывает внутренний конфликт между потребностью все делать самому и физической невозможностью этого. Разрешение кризиса приходит через новые виды деятельности, открытых взрослым перед ребенком, благодаря которым малыш может выразить себя, проявить инициативу и самостоятельность.
Виды и направления воспитания.
Дошкольное воспитание должно включать не только подготовку к школе, но и развитие личностных качеств ребенка. В свою очередь, они подразделяются на несколько подсистем воспитания:
Физическое. Главный посыл данного направления – обучение ребенка заботе о своем здоровье, а также получению радости и удовольствия от физических упражнений. Очень действенные средства физического воспитания – активный отдых всей семьей, знакомство со спортом и его различными видами, прогулки и общение с природой, подвижные игры, совместная зарядка.
Если вам было интересно, продолжение статьи вы можете прочитать здесь