Другие мои статьи на эту тему
ДЛЯ ЧЕГО невоцерковленному (или неверующему) человеку стоит ходит в храм
Поездка в Истру, а точнее в Новый Иерусалим была спонтанной. Не планировалась. Одним хмурым осенним днем....
Да, день был хмурый и даже дождь накрапывал, но картину он не испортил. Я бы даже сказала хмурое дождливое небо первой половины осени, Новому Иерусалиму очень к лицу... Тему самого города Истры, в этой статье затрагивать не буду. Напишу о городе отдельно. Как раз через город, через уютный городской парк, дорога к монастырю и пролегает...
Безусловно, не смотря на то, что в Истру едут по большей части как раз в монастырь, город заслуживает внимания. Уделю внимание и ему, но попозже.
Сразу хочу сказать, что первый раз попала сюда году эдак в 2008-2009, приезжали тогда вместе с родителями. В монастыре во всю шли реставрационные работы и много чего было закрыто. Цвета изумительного на куполах не было... (то ли он был другим, то ли более блёклым) Тем не менее, даже при таких условиях, смотрелось более выигрышно. На данный момент уничтожена как я поняла, почти вся монастырская зелень и растительность. Очень жаль. Здесь были шикарные кусты пионов, розы, сирень...Ну, как полагается при монастырях...На данный момент среди асфальта торчат тоненькие деревья и вокруг голое пространство для людей...
Красота безусловная, но... Уюта нет.
Практическая информация. Как добраться
Из Москвы от Рижского вокзала до жд станций Истра или Новоиерусалимская.
📌 История Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря прежде всего связана с именем его основателя Патриарха Никона. Им было основано три очень известных обители (три монастыря): Иверский, Крестный, Воскресенский. Последний как раз мы и привыкли называть Новым Иерусалимом и именно он считался любимой обителью Никона. Цель создания Воскресенского монастыря - создание подобия знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня. Все окрестные места были переименованы в соответствии с евангельскими текстами. Холм, на котором раскинулось строительство получил название - Сион. Река Истра - Иордан.
📌 Начато строительство было в 1656 году при царе Алексее Михайловиче. Не сказать, чтобы шло ровно и гладко, учитывая перепады в судьбе самого Никона. К сожалению, окончания строительства Никон не застал. Он скончался по дороге из ссылки, но с собором все-таки встретился... Он был погребен в приделе Усекновения Иоанна Предтечи Воскресенского собора (1681 г.)
📌 При Петре Первом монастырь стоял почти заброшенным. В дальнейшем, много внимания собору уделяли императрицы Елизавета и Екатерина Вторая. При Елизавете над собором работал сам Растрелли. Последующие Государи устраивали в Воскресенском соборе престолы в память рождения наследников.
📌 В 19 веке монастырь стал одним из самых известных (популярных) мест для паломничества и остается до сих пор крайне притягательным религиозным, духовным, историческим и культурным центром.
На данный момент, возле монастыря всё подчинено прихотям туристов. Сразу перед монастырем расположены гостиницы и обустроена площадь для автобусов экскурсионных автобусов.
Церковь Входа Господня в Иерусалим и Святые ворота. Собственно, вот так выглядит вход на территорию Новоиерусалимского монастыря. Ворота венчает храм Входа Господня в Иерусалим. Храм построен одновременно с крепостной стеной и освящен в 1697 г.
Удивительно гармоничное пространство, которое наполняют линии архитектурного ансамбля. Небо над монастырем кажется открытым и бесконечным (впрочем, оно такое и есть)
Ворота выглядят довольно сказочно. Хоть и купола наши, православные, но сама картина, напоминает вход в Багдад из восточной сказки.
Сразу нужно сказать, что постоянной и неотступной визуальной доминантой является изумительный цвет - что-то вроде "морской волны" с зеленью. Он здесь повсюду и является основным цветом. Сочетается с золотом.
После преодоления ворот, рождающих тень, видим во всем великолепии собор...Он встает перед нами во весь рост.
🌿 Храм Воскресения Христова (Воскресенский собор). Монастырь Воскресения Христова - считается сердцем "Русской Палестины"🌿 Расположен на холме Сион, в живописной излучине реки Истры, переименованной Патриархом Никоном в Иордан. Храм, как и другие постройки, сильно пострадали во время Великой Отечественной Войны. На данной момент всё восстановлено.
Центральная часть собора имеет в плане открытый крест увенчанный большой шлемовидной главой на высоком круглом барабане. Барабан украшен изразцовым убранством и опоясан фризом с надписью
"Начало основанию Нового Иерусалима 1656 г. Святейший Никон Патриарх в царство великого государя царя Алексея Михайловича застрой, в 1679 году царь Феодор Алексеевич до сводов воздвиже, в 1685 году великие государи цари Иоанн и Петр Алексеевичи совершиша".
На первом плане - церковь святых равноапостольных Константина и Елены.
Изумительный цвет... Плавно перетекает в золото, а из золота обратно...
Монастырская ограда возведена в 1690-1694 гг по проекту русского зодчего Якова Бухвостова. Фото изнутри. Представляет собой неправильный шестиугольник. Общая протяженность стены - около километра, высота - 9 метров, толщина - 3 метра. Пять башен из восьми - Давидов Дом, Дамасская, Гефсиманская, Сионская и Ефремова - повторяют названия врат городской стены Иерусалима. Елизаветинская башня над западными воротами получила свое имя в честь императрицы Елизаветы Петровны. Архитектурные формы башен обусловлены восьмигранными и цилиндрическими барабанами глав Воскресного собора.
Изнутри виден боевой ход крепостной стены. На стену, кстати, свободно можно подняться и посмотреть на монастырь с высоты.
Ограда сооружена в традициях древнерусского крепостного зодчества. Стена не использовалась в военных целях. По ее галереи совершались крестные ходы, верхние ярусы служили келиями.
На переднем плане - часть некрополя и надгробие А.С.Цуриковой в его южной части. Надгробие строгое, но очень эстетичное. Представляет собой киот из черного лабрадорита. Цурикова - жена местного купца и фабриканта П.Г. Цурикова. Не сложно догадаться, что эти люди были известными в Истре благотворителями. Цурикова славилась добротой, всех девушек с фабрики своего супруга, снабжала приданным, когда те выходили замуж.
Повсюду взгляд будет натыкаться на непривычные, оригинальные и несвойственные другим храмовым комплексам, изразцы.
Изразцовое великолепие.
Храм Рождества Христова с Трапезными палатами. Яркий и необычный геометрический рисунок во внешнем убранстве храма.
На территории монастыря есть все необходимое для жизни.
Восстановленная колокольня. Верх звонницы был разрушен землетрясением в 1562 года. Множественные окошки создают очень странный вид....
У колокольни имеется часовой механизм и часовые колокола. Часы установлены в 17 веке и с тех пор много раз менялись.
Издали как "зубцы", расположенные "ёлочкой".
Воскресенский собор обильно украшен изразцами, изготовленными в монастырской мастерской все тогда же, при Патриархе Никоне. Ярусное членение фасадов подчеркнуто фризами, окна обрамляют наличники, дверные проемы - порталы. Изобразительные мотивы керамики составляют символический "текст", для которого характерен синтез богословского и художественного мышления. Самый красивые и многозначный фриз собора - "Неопалимая купина". 18 изразцов , центр композиции - чашечка белой лилии (крина) с семью лепестками, обрамленная фигурной каймой, где изображены на коричневом фоне две изогнутые ветви с желтыми и белыми отростками, похожими на язычки огня. Этот средник окружен прорезными трехцветными лепестками, которые , трепетно изгибаясь , просвечивая и словно вырываясь друг из-под друга, создают впечатление желто-белого пламени, охватившего большой зеленый куст. Вверху от куста отходят две стилизованные пальмовые ветви. Их длинные листья сливаются, ниспадая, с малым зеленым кустом , в прорезях которого горит желтый "огонь", а из просвета между ветвей разлетаются каплевидные белые язычки пламени с четырехлепестковыми цветами над ними.
Особенности композиции позволяют видеть в этих растительных мотивах образ Неопалимой Купины - горящего и несгораемого тернового куста. В православном искусстве образ Неопалимой Купины знаменует приснодевство Пресвятой Богородицы, которая , будучи Матерью, осталась Девой.
Паперть Голгофской церкви.
Интерьер шатра ротонды (после реставрации). Внутри я снимать особо не стала, сделало одно фото. Не люблю фотографировать в храме, думаю этого достаточно. На фото - кувуклия Гроба Господня. Внутри придел Ангела с камнем, подобным тому, который был отвален от Гроба Господня Ангелом в ночь Воскресения Христова. Из придела Ангела ведет низкий и узкий проем в пещеру Гроба Господня.
А вот и лестница, по которой можно подняться на монастырскую стену. Собор словно поднимается с тобой, раскрываясь как чудесный цветок.
Монастырь, как уже было сказано, находится на холме. Поэтому, при выходе из него открываются чудесные панорамы.
Если сделать круг от монастыря (в любую сторону, дело только в разнице времени), то можно обнаружить очень интересный объект.
Сперва, я двигалась на отблеск его куполов и привлекательный зеленый цвет.
Как оказалось, что это храм Николая Чудотворца в селе Никулино.
Храм выглядит необычно. Действительно необычно. Как-то... сказочно.
Сказочности добавила и тишина с полным безлюдьем вокруг храма. Похоже, что он был закрыт.
В глаза бросаются множество символов, деталей... Но выглядят они, как-то даже... по старославянски.
Данный храм и Осень созданы друг для друга.
Детали оформления храма, отличаются высокохудожественностью, вместо строгой каноничности.
Храм, кстати, как я поняла современный. Построен в нулевых. Хотя на месте, где когда-то была древняя церковь.
Опять же... Лики...Солнца и Луны рядом с Христом.
Наводит больше на мысли о ДО христианской эпохе и воскрешают в памяти многочисленный народный фольклор, в том числе и сказочный, о чем я уже упомянула.
Звезды, флаг...
Все-таки храм очень необычный.
Обратно возвращаюсь через деревню, по сути сделав круг.
Истра-Иордан.
Здесь тоже безлюдно, никого нет...
Накрапывающий дождь, круги на воде, желтая умирающая трава...
Скит патриарха Никона в Гефсиманском саду, где он обитал во время постов. Если все остальное осень красит в тона лиричной и нежной задумчивой грусти, то здесь довольно мрачно.
Может быть, потому что совершенно пусто и безлюдно, а осень отвоевывает свои права более беспощадно и твердо... Скит закрыт.
РУБРИКАТОР МОИХ СТАТЕЙ НА ТЕМУ ИСТОРИИ СОВЕТСКИХ ЁЛОЧНЫХ ИГРУШЕК