- Как некоторые из вас знают вести машину в тумане это непростое испытание, а как насчёт посадки самолёта в туманную погоду? Как некоторые самолёты могут садиться в условиях нулевой видимости, в то время как сотни других рейсов отменяют по причине того же тумана. Ну что ж, друзья, настало пора открыть эту тайну.
И вот что интересно, когда появились самолёты они могли летать только в дневное время суток и только при хороших погодных условиях потому что при посадке, пилотам приходилось полагаться на свое зрение. Но с тех пор технологии сделали огромный шаг вперёд, и теперь эту задачу может выполнять автопилот, иногда. Когда самолёт готовиться к посадке, пилоты в первую очередь уточняют прогноз погоды. они настраиваются на определенную частоту, чтобы услышать какие погодные условия их ожидают на земле.
И первое на что они обращают внимание это высота нижней границы облаков. - Если облака редкие, тогда самолёт может спокойно садится - это безопасно, но если облака очень густые и находятся слишком низко над землёй, тогда могут возникнуть проблемы. Расчеты производит прибор: измеритель высоты облаков. Он направляет лазерные лучи в небо чтобы измерить толщину облачного слоя и высоту на который облака находится над землёй. У большинства измерителей, радиус действия составляет 3 километра 700 метров, но в настоящее время учёные работают над тем чтобы увеличить это расстояние вдвое. Метеостанции дают информацию в метрах а высоте облачности от поверхности земли.
- Перед взлетом пилоты всегда узнают высоту облаков по маршруту. Таким образом, они могут определить высоту полета, чтобы обойти их. Давайте предположим, что самолёт готовиться к посадке, но погода не самая благоприятная: облака висят ниже чем допускают правило визуального полета, на высоте 900 метров, из-за чего видимость составляет только 8 километров. Чтобы в таких условиях посадить самолёт необходимо учитывать три параметра: летное поле, где есть все необходимое оборудование, навигационную систему самолёта и опыт пилотов.
- Давайте начнем с первого пункта: летное поле. Как вы уже знаете это обширная территория на которую садятся самолёты. Когда коммерческий лайнер совершает посадку в условиях минимальной видимости, в аэропорту должно быть специальное оборудование которое будет направлять самолёт. Например: им нужен радиоиндикатор направления, которое помогает пилотом определить свое положение и направление движения, он работает как GPS. Представьте что вы идете по местности, где никогда раньше не были. Вы указываете координаты в каких либо электронных картах и они выстраивают для вас маршрут. Затем требуются специальные огни для подсветки взлетно-посадочной полосы и наконец: прибор измерения видимости, который рассчитывает видимость на взлетно-посадочной полосе в условиях тумана, диспетчера аэропорта находятся на постоянной связи с пилотами. Они буквально становятся их глазами. Они определяют местоположение самолёта на радарах и направляют пилотов к взлетно-посадочной полосе. В наши дни воздушные суда используют радио навигацию, которая называется курсо- глиссадная система. Её используют пилоты, чтобы настроиться на частоту взлетно-посадочной полосы, и ее показатели можно увидеть на нескольких устройствах внутри кабины. В курсо-глиссадной системе есть специальные маяки, которые позволяют пилотом увидеть свое местоположение, относительно взлетно-посадочной полосы. Эти маяки находятся рядом с ВПП и обычно их устанавливают парами. Когда вы в следующий раз будете в аэропорту, обратите внимание на красные установки на летном поле, это и будут маяки. Курсо-глиссадная система также показывает угол наклона глиссады или угол траектории полета летательного аппарата, при заходе на посадку. Пилот управляет самолётом таким образом, чтобы глиссадная планка всегда находилось посередине экрана, таким образом, он следит чтобы траектория полета не отошла от курса и тогда самолёт сядет на взлетно-посадочную полосу ровно в том месте ,в котором нужно.
- Но все равно остаётся открытым вопрос: "Почему из-за тумана откладывают рейсы, если существуют способы решить эту проблему?" Когда самолёты садятся при минимальной видимости, земля представляет серьезную угрозу. Новейшие технологии, которыми оснащают современные лайнеры, дают возможность посадить самолёт, но даже самым лучшим пилотам, для управления необходимо четко видеть сквозь ветровое стекло. И к сожалению, далеко не все аэропорты оборудованные курсо-глиссадной системой. Поэтому если над летным полем стоит плотный туман, а в аэропорту нет этой системы, все рейсы будут либо задержаны, либо отменены и все дело в деньгах. Для маленьких аэропортов слишком накладно устанавливать радионавигационные системы, поэтому они предпочитают отменять рейсы. Однако, у больших аэропортов и крупных коммерческих авиалайнеров есть все для посадки в условиях тумана.
И все же пилоты предпочитают в такую погоду не садиться в автоматическом режиме. Для начала автопилот - это не самая надежная система. По сути это несколько компьютеров, которые передают друг другу данные команды. Даже малейшая ошибка может привести к катастрофе, особенно во время посадки. Поэтому для этого требуется большая подготовка, которая занимает очень много времени. Что касается аэропортов то ограниченная видимость серьезно замедляет их работу. В целях безопасности, количество взлетов и посадок на час времени сокращается. Создаются более длительные промежутки между отправлением и прибытием самолётов, чтобы избежать столкновений. А еще многие люди забывают что если над летным полем стоит густой туман, то скорее всего на прилегающих территориях погодные условия такие же, что может привести к серьезным пробкам на дорогах. Поэтому, и пассажиры, и члены экипажа могут опоздать на свой рейс. В ясный день пилоты могут посмотреть сквозь ветровое стекло и взять управление на себя. Если произойдет что-то непредвиденное, но с нулевой видимостью, они полностью зависят от компьютеров. И если что-то пойдет не так, они не смогут выполнить компьютерную команду, им придется вновь набрать высоту. До того как в тумане самолет начнет приближаться к взлетно-посадочной полосе, пилоты должны убедиться, что все основные системы работают корректно, затем они проверяют вспомогательные системы, после этого они проходят тщательный инструктаж: как им предстоит действовать если какая-то из систем даст сбой. И когда проверка будет закончена, а автопилот включён, начнется посадка.
Процесс посадки, в условиях тумана, мало чем отличается от посадки в нормальных условиях. Пилоты снижают скорость, затем выпускают закрылки и наконец шасси. В это время они проверяют приборы и курсо-глиссадную систему, чтобы управлять направлением и высотой полета. Но здесь есть один скользкий момент - закрылки. Во время посадки закрылки меняют свой угол 4-5 раз, и изменение производятся при конкретной скорости. Если пилот изменит угол при слишком высокой скорости, закрылки будут повреждены, а если самолет летит слишком медленно при изменении угла возникает угроза остановки двигателя. Поэтому пилотам нужно пристально следить за закрылками и скоростью судна, для совершения гладкой посадки. Когда самолет уже подлетает к взлетно-посадочной полосе, выпускаются шасси. Во время посадки в тумане, пилоты постоянно должны отдавать команды отдельному компьютеру, который называется "система управления полетом". Так как видимость нулевая, они готовы тут же взять управление на себя если информация на приборах будет неоднозначной. На высоте 300 метров, то есть в минуте или 5 км от посадки, пилоты ещё раз проверяют все показания приборов, перед тем как посадить самолет. Если они решат совершить посадку, оба пилота будут следить за параметрами двигателя и курсом полета. Один из пилотов будет держать руки на штурвале готовый перейти на ручное управление. Последние секунды самые важные: автопилот снизит скорость снижения и система оповестит пилотов, что готовится к посадке самолета на взлетно-посадочную полосу и если же возникает проблема, пилотам придется пойти еще на один круг, выяснить в чем проблема, исправить ее и затем снова идти на посадку. Даже когда самолёт касается земли он продолжает двигаться со скоростью примерно 160 километров в час, поэтому пилотам нужно снизить тягу и нажать на тормоза. Самые сложные задачи в тумане будет: найти дорогу к зданию терминала, поэтому в аэропортах есть специальные автомобили с горящей табличкой "следуй за мной", которые покажут самолету путь. В современных самолётах курсо-глиссадная система редко даёт сбой. - И все же, иногда, пассажиры могут отличить посадку при ручном управлении, от автоматической. Также во время своего следующего путешествия, попробуйте обратить на это внимание.