Однажды мне пришлось принять участие в рейдах в порту. Дело было интересное. Не скажу, что захватывающее, но все же...
Сергей Стрельцов, капитан теплохода «ОМ-136» перед проверкой:
- Волнение всегда присутствует. Это как гаишника на дороге увидишь. Так и здесь.
Капитану теплохода есть за что переживать. В прошлый раз инспекторы речнадзора оштрафовали его – пускал на борт 60 пассажиров при норме в 50. Но за год на судне провели работу над ошибками. Корабль переоборудовали и укомплектовали дополнительными спасательными средствами. Теперь теплоход может совершенно законно перевозить 114 пассажиров.
Сергей Стрельцов, капитан теплохода «ОМ-136»
- Это шлюпка. Она обеспечивает команду. А на остальных у нас есть 2 спасательных плота и плюс спасжилеты и спасприборы.
Как говорит Сергей Стрельцов, каждый капитан в глубине души надеется, что его пассажирам спасжилеты не пригодятся никогда. Чтобы речной транспорт был безопасным, все суда регулярно отправляют на плановый ремонт.
Сергей Кривов, зам. начальника новосибирского линейного отдела Обского управления государственного речного надзора.
- Когда судно выпускается. Оно рассчитано на 25 лет. Капитальный ремонт у судно должен проводиться периодически, как положено.
В порту уверены: судьба каждого корабля в руках его капитана. Если он будет любить свой теплоход, судно проживет в два раза дольше. Порядок должен быть везде: и в документах, и в «сердце корабля» - его машинном отделении.
Андрей Зайков, капитан-механик теплохода «Москва-193»
- Следим постоянно, но железо есть железо. Всякое может быть. Поэтому мы, экипаж, подготовлены к непредвиденным обстоятельствам, К экстренной отдаче якоря.
Чтобы судно получило лицензию на перевозку пассажиров, необходимо собрать целую кипу документов. Инспекторы тщательно просматривают каждую лицензию, каждый сертификат – ведь от их внимательности зависит жизнь людей.
По результатам проверки, серьезных нарушений нет. «Москва-193» будет ходить по реке. Уже сегодня у экипажа очередной рейс. Но если все же случится беда и команда не успеет спустить спасательные приборы на воду, вот в этой железной капсуле находится спасательный плот. При достижении глубины в 10 метров капсула автоматически раскрывается, и плот появляется на поверхности. В нем даже есть сухой паек.
Даже после трагедии на Волге - крушения парохода «Булгария» - желающих прокатиться на речном «трамвайчике» меньше не стало. Наоборот, в Новосибирске людей волнует, как бы из-за проверок не отменили какой-нибудь из круизов. Похоже, уменьшить поток клиентов может лишь один фактор.
Наталья Лаптева, коммерческий директор речного транспортного предприятия
- Это погода, только погода. Наше сибирское лето хорошей погодой нас. К сожалению не радует. Я не думаю, что пассажирский поток уменьшится серьезно.
В пасмурную погоду почти нет речных прогулок. В детских лагерях в такие дни вместо купаний – занятия по спасению на воде.
Спасатели, конечно, понимают: большинство детей физически не смогут вытащить из воды тонущего человека. Но вернуть его к жизни на берегу могут научить и взрослых.
Андрей Фомин, зам. начальника отдела ГИМС главного управления МЧС России по Новосибирской области
- Если ребенок попадет в ситуацию такую, то те, кому по 12-14 лет уже могут человека повернуть, спасти, т. е. мы учим, как правильно делать, как оказать первую помощь.
Тимофею Корякину спасать людей не доводилось. Зато мальчик знает, чего делать нельзя, чтобы беды не произошло.
Тимофей Корякин
- Друг друга не топить. Не брызгаться. За забор не вылезать. Слушать всегда спасателей.
Кроме мастер-класса для детей, спасатели устроили проверку для взрослых. После прошлогоднего случая на Ейской косе в Азовском море, когда шестеро детей из оздоровительного лагеря и их воспитатель утонули, все места детского купания проверяют с особым вниманием. По правилам здесь должны быть круги и веревки, а на берегу матросы-спасатели и врач. Но с детьми предугадать все невозможно. Чаще всего беда случается, когда подростки самовольно покидают территорию лагеря и бегут купаться без сопровождения взрослых.
Юрий Корякин, зам. директора детского оздоровительно-образовательного центра им. О.Кошевого
- Если честно, я сам удивлен. Потому что когда я сам был пионером, я всегда убегал купаться. У нас такого нет никогда. У нас только организованно.
Проверки, как часто бывает, начинаются, лишь когда трагедия уже произошла. Но, так или иначе, они могут спасти человеческие жизни. Ведь каждое правило безопасности писано кровью. Каждое правило - это чья-то трагическая история, чья-то оборвавшаяся жизнь. Каждый из нас должен быть готов спасти и оказать первую помощь. Это закон выживания в современном мире. Это закон выживания людей.