Найти тему
НА ЗАВАЛИНКЕ

Когда умер русский рок?

В 1982 году Борис Гребенщиков сочинил одну из своих самых знаковых песен – «Рок-н-ролл мёртв». Она вошла в альбом группы «Аквариум» - «Радио Африка» (1983г.). Сложно понять и описать мировосприятие БГ, но, видимо, уже тогда музыкант осознал, что «русский рок» - это политико-социальное явление, а не музыкальное направление. Скорее, этот «стиль» можно было назвать народным панком – частушками, аранжированными под более тяжелый звук, и украшенный современными ритмами.

-2

Что вообще было характерно для, так называемого, «русского рока»? Качество звукозаписи – слабенькое, в большинстве вариантов магнитоальбомная самодельщина. Владение инструментами – тоже так себе мастерство. Сами электрогитары и педали звуковых эффектов, в массе своей, отечественные «дрова». Чем покорять слушателя? Только текстами, только смысловой нагрузкой! И в ход пошла рок-достоевщина! То, что мы гоняли по магнитофонам в «золотое десятилетие РР» (середина 70-х конец 80-х) являло собой тотальное превалирование текста над музыкой. А с появлением на сцене «Звуки Му», «Бригады С» и «АукцЫона» к текстам добавилось дикая визуализация. Эдакие фрики в состоянии белой горячки – а что? зрелище очень даже завораживало. Однажды я побывал на концерте Петра Мамонова. Выступление можно было отнести к чему угодно, но только не к рок-музыке. И именно это мне понравилось! В контексте, хочу привести слова известного композитора Алексея Рыбникова (сказанные в отношении «Звуки Му»): «Я только что побывал в Англии на панк-концерте, так английские панки ничто по сравнению с этими. Россия - родина панков!».

-3

Русский, а правильнее сказать «советский рок» сгубила, в первую очередь, попытка властей установить контроль над всей этой патлато-бренчащей сворой. Называлась сия технология – рок-клуб. И создавались подобные объединения под эгидой городских комитетов комсомола и КГБ. За возможность выступать перед публикой, музыканты должны были залитировать свои песни (читай – пройти цензуру) у неких людей с партийными билетами в карманах. Но… опять же, палка о двух концах. Ты прогнись немножко, на йоту, чуть-чуть перед функционерами, а они разрешат твоей группе за деньги концерты организовывать. И при этом эцелоп, пардон, милиционер не будет бить тебя палкой по голове. Шикарный ченч. Многие музыканты на это повелись. Ребятки, разве это рок-н-ролл, если твои песни «разрешают или нет» какие-то цензоры? А?

-4

Русский рок не мог умереть... Потому что не может сгинуть то, чего никогда не существовало. Русский рок - это миф, рождённый политической конъюнктурой Гласности и Перестройки. Существовал лишь «советский рок», который начал деградировать с 1985 года и застучал ластами о подоконник с кончиной СССР. Сие культурологическое явление достигло своего пика в 1987 году, логической точкой его стал рок-фестиваль «Подольск-87». А дальше началась коммерция, дно и сочинительство поучительных преданий. Но мифы живут долго, тем более живы те, про кого они сочинялись.

-5

Смело слушайте все изданное до 1987 года – это наша посконная музыка, рок от сохи и трубы. Где найти? На Завалинке вы сможете послушать ранние альбомы «Машины времени», «Воскресенья», «Аквариум», «Зоопарк», «Пикник», «Бригада С», «Звуки Му» и многих других патриархов.

Согласны со статьей - ставьте лайк