Найти тему

Кто не давал прохода фашистам в Балтийском море?

Л-3 - советская минно-торпедная подводная лодка. На её счету больше всех потопленных немецких кораблей среди всех судов ВМФ СССР.
Л-3 - советская минно-торпедная подводная лодка. На её счету больше всех потопленных немецких кораблей среди всех судов ВМФ СССР.

В годы, предшествующие Второй Мировой войне, многие страны мира строили подводные минные заградители. В СССР это была серия подводных лодок типа «Л» («Ленинец») основным предназначением которых была установка заградительных мин. Из этих кораблей особенно отличилась подводная лодка Л-3, на минах которой на Балтике погибло, по меньшей мере, девять вражеских кораблей.

Сам по себе процесс установки глубинных мин был очень опасным. Всего на борт подлодки загружалось 20 мин, подводники называли их «поплавки». Глубину установки этих «поплавков» определял командир подлодки, принимая во внимание водоизмещение вражеского судна и его осадку. Так вот чтобы получить необходимую информацию, подводникам зачастую предстояло заходить на мелководье в непосредственной близости от немецких морских баз.

В случае если перед конвоем фашистских транспортов шёл тральщик, наша подлодка старалась пропустить его и установить мину за ним, чтобы идущий следом транспортник обязательно нарвался на сюрприз. Риск быть обнаруженными и уничтоженными глубинными бомбами был чрезвычайный. С 1941 по 1943 год субмариной Л-3 командовал капитан 2-ого ранга Петр Грищенко, под его умелым руководством были установлены мины, на которых подорвались и затонули как минимум семь немецких судов.

Командир Л-3 Петр Грищенко у перископа
Командир Л-3 Петр Грищенко у перископа

Несколько раз Л-3 была буквально на волосок от гибели. Так, например, в одном из походов, подлодка обнаружила немецкий конвой, сопровождаемый тральщиками. Выбрав целью самое крупное судно, подводники начали маневрирование для выхода на атаку. В условиях низкой видимости Л-13 ориентировалась по данным гидроакустика. В ходе маневров советская субмарина оказалась прямо в середине каравана, и установить точное местонахождение цели не удавалось из-за шумов, издаваемых другими транспортниками.

Было принято решение всплыть и определить положение противника, используя перископ. И надо ж было такому случиться, что в момент всплытия наша подлодка находилась практически ровно под немецким кораблем, который и собиралась потопить. Выяснили это сразу после того, как «немец» снес перископ Л-3, проходя прямо над ней (и самое главное не заметив её!). От удара перископ и тумбу ограждения сильно погнуло, а антенны левого борта оторвало совсем. В тот раз советской субмарине удалось также незаметно покинуть опасный район и благополучно добраться до своих.

После злополучного всплытия под немецким конвоем. Также за всю войну Л-3 дважды была повреждена, напоровшись на вражеские мины. Балтийское море в ту пору называли "суп с клецками" из-за огромного количества различных мин, расставленных в его водах.
После злополучного всплытия под немецким конвоем. Также за всю войну Л-3 дважды была повреждена, напоровшись на вражеские мины. Балтийское море в ту пору называли "суп с клецками" из-за огромного количества различных мин, расставленных в его водах.

В марте 1943 года командование Л-3 принял на себя капитан-лейтенант Владимир Коновалов. И уже под его руководством эта советская подлодка совершила свой самый знаменитый рейд. В ночь с 16 на 17 апреля 1945 года у входа в Данцигскую бухту она потопила немецкий войсковой транспорт «Гойя», в результате чего погибли не менее 6 000 военнослужащих вермахта.

Немецкий транспорт "Гойя" в камуфляже
Немецкий транспорт "Гойя" в камуфляже

За всю войну на счёт Л-3 записано 11 уничтоженных вражеских судов, большинство из которых было потоплено в результате грамотной и подчас виртуозной установки мин советскими подводниками. Конечно, результативность немецких моряков в Атлантике была на порядок выше, о чем постоянно говорили сами командиры советских подлодок. Но в условиях боёв на Балтике, для потопления каждого вражеского корабля нашим морякам приходилось проявлять недюжинную смелость и отвагу, во многом благодаря которой и была одержана Победа.

Уважаемые читатели, если вам понравилась статья - ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал!

Не стесняйтесь делиться своим мнением о прочитанной статье в комментариях.

Спасибо за внимание!