Становление русского передового общества характеризуется коренными переменами во всех сферах жизни и деятельности человека, проявляющимися в пересмотре ценностных отношений, актуальных ориентиров, существовавших раньше, помимо выдвижением свежих задач и нахождением их решений.
Специфическим отражением социальных отношений считаются межличностные отношения в семье, поскольку семья − это неотъемлемая часть любого цивилизованного общества и важный элемент в воспитании человека. Семья, как единица общественной структуры, достаточно давно стала центром внимания исследователей различных дисциплин. Рассматриваемые в различных публикациях (как научных, так и популярных) вопросы семьи имеют междисциплинарный характер.
Под семьей понимается ячейка общества, наиболее важная форма организации личной жизни, основанная на супружеском союзе и семейных связях, то есть на многосторонних отношениях между супругом и супругой, родителями и детьми, братьями и сёстрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее домашнее хозяйство.
В психологии семья рассматривается как «пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями» [6]. Содержание семейной жизни понимается через описание основных функций, на которые ориентирована семья. Ряд функций раскрывает её конкретное назначение как малой группы и социального института [5]. Авторы различают разные функции семьи, но в целом их мнения по этому вопросу совпадают. А. Н. Елизарова, проведя анализ основных функций семьи, относит к ним:
- рождение и воспитание детей;
- передача последующим поколениям ценностей и традиций общества;
- удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве защищенности, чувстве собственного достоинства и значимости, эмоциональном тепле и любви;
- создание условий для развития личности каждого члена семьи;
- удовлетворение эротических, сексуальных потребностей;
- проведение совместного досуга;
- организация совместной работы по дому, разделение труда в семье, взаимопомощь;
- удовлетворение потребностей человека в общении и взаимодействии с родными и близкими людьми;
- удовлетворение потребности в отцовстве или материнстве, общении с детьми, их воспитании;
- осуществление социального контроля за поведением отдельных членов семьи;
- финансовое обеспечение семьи;
- реализация охраны здоровья членов семьи, их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний и так далее (рекреативная функция).
Каждый аспект семейной жизни имеет определенное значение для каждого члена семьи, потому отдельные функции семьи выходят как бы на первый план, становятся приоритетными.
Такого рода установки складываются в родительской семье и регулируют поведение партнёров еще до вступления их в брак. Семья в ее синхронном функционировании представляет собой систему, пребывающую в своем роде равновесии благодаря налаженным отношениям. Однако само это равновесие подвижно, живо, постоянно изменяется и обновляется.
Изменение социальной ситуации, развитие семьи, одного из ее членов влечет за собой изменение всей системы отношений внутри семьи и создает предпосылки для появления новых возможностей построения взаимоотношений, иногда диаметрально противоположных. Семейный кризис — состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, которые приводят к разочарованию по поводу обычного функционирования семьи и неспособности справиться со старыми моделями поведения в новой ситуации.
Авторы, такие как Н. И. Олифирович, Т. А. Зинкевич-Куземкина, Т. Ф. Велента, различают нормативные семейные кризисы и ненормативные семейные кризисы. В их работе «Психология семейных кризисов» дается описание семи нормативных кризисов семейной жизни:
- Кризис 1 – принятие на себя супружеских обязательств.
- Кризис 2 – освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления нового члена семьи.
- Кризис 3 – включение детей во внешние социальные структуры.
- Кризис 4 – принятие факта вступления ребенка в подростковый период. Кризис 5 – семья, в которой выросший ребенок покидает дом.
- Кризис 6 – супруги вновь остаются вдвоем.
- Кризис 7 – повторный брак.
И пяти ненормативных кризисов:
- Кризис 1 – измена.
- Кризис 2 – развод.
- Кризис 3 – тяжелая болезнь.
- Кризис 4 – инцест.
- Кризис 5 – смерть члена семьи.
Таким образом, анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод о необходимости учета особенностей развития супружеских отношений как в период зачатия и беременности матери, ожидания рождения ребенка, так и в период, следующим после его рождения.