Найти тему

Категории «Семья», «Семейный кризис»

Становление русского передового общества характеризуется коренными переменами во всех сферах жизни и деятельности человека, проявляющимися в пересмотре ценностных отношений, актуальных ориентиров, существовавших раньше, помимо выдвижением свежих задач и нахождением их решений.

Специфическим отражением социальных отношений считаются межличностные отношения в семье, поскольку семья − это неотъемлемая часть любого цивилизованного общества и важный элемент в воспитании человека. Семья, как единица общественной структуры, достаточно давно стала центром внимания исследователей различных дисциплин. Рассматриваемые в различных публикациях (как научных, так и популярных) вопросы семьи имеют междисциплинарный характер.

Под семьей понимается ячейка общества, наиболее важная форма организации личной жизни, основанная на супружеском союзе и семейных связях, то есть на многосторонних отношениях между супругом и супругой, родителями и детьми, братьями и сёстрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее домашнее хозяйство.

В психологии семья рассматривается как «пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями» [6]. Содержание семейной жизни понимается через описание основных функций, на которые ориентирована семья. Ряд функций раскрывает её конкретное назначение как малой группы и социального института [5]. Авторы различают разные функции семьи, но в целом их мнения по этому вопросу совпадают. А. Н. Елизарова, проведя анализ основных функций семьи, относит к ним:

  1. рождение и воспитание детей;
  2. передача последующим поколениям ценностей и традиций общества;
  3. удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве защищенности, чувстве собственного достоинства и значимости, эмоциональном тепле и любви;
  4. создание условий для развития личности каждого члена семьи;
  5. удовлетворение эротических, сексуальных потребностей;
  6. проведение совместного досуга;
  7. организация совместной работы по дому, разделение труда в семье, взаимопомощь;
  8. удовлетворение потребностей человека в общении и взаимодействии с родными и близкими людьми;
  9. удовлетворение потребности в отцовстве или материнстве, общении с детьми, их воспитании;
  10. осуществление социального контроля за поведением отдельных членов семьи;
  11. финансовое обеспечение семьи;
  12. реализация охраны здоровья членов семьи, их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний и так далее (рекреативная функция).

Каждый аспект семейной жизни имеет определенное значение для каждого члена семьи, потому отдельные функции семьи выходят как бы на первый план, становятся приоритетными.

https://www.pinterest.ru/pin/12877548921371374/
https://www.pinterest.ru/pin/12877548921371374/

Такого рода установки складываются в родительской семье и регулируют поведение партнёров еще до вступления их в брак. Семья в ее синхронном функционировании представляет собой систему, пребывающую в своем роде равновесии благодаря налаженным отношениям. Однако само это равновесие подвижно, живо, постоянно изменяется и обновляется.

Изменение социальной ситуации, развитие семьи, одного из ее членов влечет за собой изменение всей системы отношений внутри семьи и создает предпосылки для появления новых возможностей построения взаимоотношений, иногда диаметрально противоположных. Семейный кризис — состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, которые приводят к разочарованию по поводу обычного функционирования семьи и неспособности справиться со старыми моделями поведения в новой ситуации.

Авторы, такие как Н. И. Олифирович, Т. А. Зинкевич-Куземкина, Т. Ф. Велента, различают нормативные семейные кризисы и ненормативные семейные кризисы. В их работе «Психология семейных кризисов» дается описание семи нормативных кризисов семейной жизни:
  1. Кризис 1 – принятие на себя супружеских обязательств.
  2. Кризис 2 – освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления нового члена семьи.
  3. Кризис 3 – включение детей во внешние социальные структуры.
  4. Кризис 4 – принятие факта вступления ребенка в подростковый период. Кризис 5 – семья, в которой выросший ребенок покидает дом.
  5. Кризис 6 – супруги вновь остаются вдвоем.
  6. Кризис 7 – повторный брак.

И пяти ненормативных кризисов:

  1. Кризис 1 – измена.
  2. Кризис 2 – развод.
  3. Кризис 3 – тяжелая болезнь.
  4. Кризис 4 – инцест.
  5. Кризис 5 – смерть члена семьи.

Таким образом, анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод о необходимости учета особенностей развития супружеских отношений как в период зачатия и беременности матери, ожидания рождения ребенка, так и в период, следующим после его рождения.