После просмотра нового "Джокера" у меня странное ощущение:
Я увидела сильное, мастерски приправленное кино, но ...совсем не о Джокере.
У меня почему-то возникают ассоциации с фильмом "Класс", только в других декорациях:
Вместо школы — Готэм с его грязными улицами и бедностью.
Вместо школьной иерархии — богатый Томас Уэйн с его корпорацией, и шоу Мюррея.
Ну а на месте затравленного подростка — несчастный, больной Артур Флек.
Как и в "Классе", Артур однажды сорвется и жестоко всем отомстит.
Великолепная игра Хоакина Феникса в полной мере позволяет насладиться метаморфозами Артура Флека, но лично для меня, Джокером он все же не стал.
Причина только одна: Джокер был гением.
Больной и сумасшедший, но непобедимый противник Бетмена, потому что его сила — невероятный и изощренный ум.
В случае с Артуром Флеком нет никакого хитроумного плана:
Случайное убийство зарвавшихся богатеев и неосторожное интервью Уэйна — просто цепочка совпадений, в результате которых разгораются протесты.
Образ клоуна-Флека становится культовым, без каких-либо усилий с его стороны.
Он этого не ожидал и не планировал.
Собираясь на шоу Мюррея, он хотел уйти из жизни. Не было ни жажды мести, ни желания захватить власть, ни жажды перемен — ему хотелось поставить жирную точку, и сделать это красиво, на шоу и перед тысячами зрителей.
Но снова вмешался случай, и Артур Флек стал героем всех тв-каналов.
Я понимаю, что так и было задумано.
Что нам неспроста показывают его добрым (вспомним, как он заботится о матери), неуклюжим (когда он дома, воображает себя крутым, и нечаянно простреливает стену), и наивным (заботливо выводит в тетрадке, что шутки про секс — это смешно).
Режиссер хочет добиться максимальной реалистичности, показать нам живого человека, который, увы, аутсайдер.
И этот аутсайдер однажды поймет, что больше не хочет влиться в общество — оно того не стоит.
Именно через этот разлом личности нам хотят показать рождение Джокера.
Все было бы круто, если бы не одно но:
Не верится.
Не верится, что Артур мог бы подмять под себя преступный мир — у него нет лидерских качеств и хватки (режиссер делает на этом жирный акцент).
В угоду реалистичности, его нарочито показывают слабым интеллектом и без чувства юмора.
Давайте будем реалистичны тогда до конца:
В жизни такой Джокер стал бы максимум маньяком-одиночкой.
Быстро попался полиции.
Письма в тюрьму ему бы от женщин не приходили.
И он бы никогда не сбежал.
Поэтому героя Феникса не хочется сравнивать ни с Джокером Леджера, ни с Джокером Николсона.
А сам фильм — атмосферная история про Артура Флека, жителя Готэма.
С роскошной и магнетичной игрой Феникса, с притягательным визуальным рядом, и с названием, не относящимся к сути этого фильма.