Найти тему

Кто жил в Дьяковом городище и Чертовом городке в московском парке Коломенское (окончание)?

(Начало читайте здесь).

Археологи выделяют два этапа культуры городищ дьякова типа: первый продлился до II века до н.э., а второй – со II века до н.э. до V-VII веков н.э. На втором этапе дьяковцы переживали активный демографический и культурный рост, что связывают с приходом на их земли более развитых племен с юго-запада из бассейна Оки. Обычно их считают смешанным населением, в составе которого могли преобладать балты. В отличие от фатьяновцев-протобалтов, с которыми дьяковцы, судя по всему, нередко враждовали, эти балты расселились среди них и довольно долгое время жили по соседству, обогащая их своими достижениями. Но, видимо, какие-то пришельцы в итоге и стали виновниками заката дьяковской культуры.

Пришельцы, погубившие дьяковцев

Приход славян (кривичей, вятичей и радимичей) на земли дьяковцев фиксируется по археологическим находкам во второй половине XI века и в первой половине XII века. Если дьяковцы жили на Дьяковом городище еще в VII веке, то радимичи или кривичи появились на нем не раньше XI века. Промежуток между исчезновением дьяковской культуры и появлением славян историками определяется как местные темные века. С одной стороны, сам факт сохранения в Центральной России множества финно-угорских названий (особенно рек и озер) вплоть до нашего времени однозначно говорит о том, что славяне и дьяковцы долгое время жили рядом. С другой, еще за несколько веков до начала широкой славянской колонизации московских земель отмечается деградация и закат дьяковской культуры.

Археологи и историки высказывают осторожные предположения о возможных причинах: скорее всего дьяковцы пережили не одну демографическую катастрофу. Например, возможны военные столкновения с другими племенами, как это было в более раннее и позднее время: скажем, известно о войнах русских князей с финно-угорскими племенами мещёры и мордвы.

Холм, где располагалось городище Тёрехово родственных дьяковцам племен городецкой культуры - предков финно-угорского племени мещёра (современная Рязанская область). Как это «было принято» у финно-угров, укрепленное валом и деревянными конструкциями городище находилось недалеко от источников питьевой воды и крупной реки, которая служила и источником рыбы, и торговым путем во внешний мир. В данном случае речь идет об озере Чудино, которое представляет собой старицу (бывшее русло) Оки. Жизнь на городище прекратилась насильственным путем в X веке н.э. Штурм и уничтожение Тёрехово можно связать с походом на Хазарский каганат киевского князя Святослава Игоревича (945-972) в 964 году, во время которого он покорил финно-угорское племя мордва, славян-вятичей, прошелся огнем и мечом по землям мещёры и волжских булгар. (Фото автора).
Холм, где располагалось городище Тёрехово родственных дьяковцам племен городецкой культуры - предков финно-угорского племени мещёра (современная Рязанская область). Как это «было принято» у финно-угров, укрепленное валом и деревянными конструкциями городище находилось недалеко от источников питьевой воды и крупной реки, которая служила и источником рыбы, и торговым путем во внешний мир. В данном случае речь идет об озере Чудино, которое представляет собой старицу (бывшее русло) Оки. Жизнь на городище прекратилась насильственным путем в X веке н.э. Штурм и уничтожение Тёрехово можно связать с походом на Хазарский каганат киевского князя Святослава Игоревича (945-972) в 964 году, во время которого он покорил финно-угорское племя мордва, славян-вятичей, прошелся огнем и мечом по землям мещёры и волжских булгар. (Фото автора).

С чем еще мог быть связан закат дьяковской культуры? В IV-V веках н.э. носители черняховской культуры, в которых многие историки видят восточных славян и родственных им западных балтов, переместились в рязанское течение Оки, где жили финно-угры – потомки носителей городецкой культуры, родственной дьяковской. На основе взаимодействия этих народностей сложился новый вариант культуры рязано-окских могильников. В частности, под влиянием славян финно-угры при похоронах перешли от обряда трупоположения к трупосожжению. Также здесь появился особый вид фибул (застежек для одежды), имевший прототипы на Среднем Поднепровье. Можно говорить о сложении народности мещёра, которая, как и родственный народ меря, изначально являясь чисто финно-угорской, впитала в себя балто-славянские черты.

Женские украшения носителей культуры рязано-окских могильников (предков народа мещёра и отчасти мордвы). (Фото автора).
Женские украшения носителей культуры рязано-окских могильников (предков народа мещёра и отчасти мордвы). (Фото автора).
Реконструкция украшений дьяковских женщин.
Реконструкция украшений дьяковских женщин.

Жители Поочья имели торговые связи с дьяковцами (последние активно били бобров, селившихся прямо рядом с их городищами, и поставляли пушнину на экспорт другим народам) и скорее всего со временем тоже стали переселяться на их земли. По крайней мере, дьяковцы находились под явным влиянием со стороны населения средней Оки. Так, при раскопках в 1935 год и 1987 годах на Дьяковом городище были найдены чернолощеные миски, не характерные для дьяковской культуры. Зато аналогичные миски III-V веков н.э. встречаются на верхней Оке на городище Мощины, а также в бассейне верхней Волги. На Дьяково городище они попали только в IV веке н.э. – не исключено, что в качестве не экспорта, а личных вещей переселенцев с Оки.

Женские украшения носителей культуры рязано-окских могильников (предков народа мещёра и отчасти мордвы). (Фото автора).
Женские украшения носителей культуры рязано-окских могильников (предков народа мещёра и отчасти мордвы). (Фото автора).

Археологи отмечают, что формирование у финских племен нового типа ожерелья, в котором сочетались красные и «золотые» бусы, также происходило на фоне интенсивных этнокультурных изменений, в том числе связанных с активным расселением рязано-окских и древнемордовских племен в Поочье и окско-сурском междуречье. Этот период также характеризуется значительным притоком «западных» инокультурных элементов к финским племенам, что привело к существенному изменению их материальной культуры.

Карта памятников и экспансии носителей культуры рязано-окских могильников на территории современной Рязанской области.
Карта памятников и экспансии носителей культуры рязано-окских могильников на территории современной Рязанской области.

Находки археологов дополняются пусть и скудными, но все же имеющимися сведениями из исторических источников. Поэтому миграции населения с юго-запада в сторону земель дьяковцев можно связать с известными историческими событиями. Еще античный историк Иордан писал, что король готов Германарих, чья держава располагалась в центральной и юго-западной части современной Украины и прилегающих территорий Молдавии и Румынии, покорил множество северных племен, в числе которых назывались Merens (меря), Mordens (мордва) и Imniscaris (мещёра). Экспедиции готов имели целью захватить речные торговые пути по Оке до Волги, а затем вверх по Каме и далее за притоки Камы - Чусовую и Белую до гор Урала. (Готские вещи до сих пор находят на городищах культуры рязано-окских могильников.) Однако экспансия государства Германариха на северо-восток прекратилась с его падением натиском кочевого народа гуннов в 370-е годы. Эту экспансию затем возобновили уже другие народы.

Одно из возможных объяснений заката дьяковской культуры – мигранты с юго-запада могли принести с собой какие-либо болезни и инфекции, от которых у дьяковцев не было иммунитета. По крайней мере, именно так современные историки и археологи объясняют «победу» индоевропейских кочевых народов ямной культуры над более развитыми доиндоевропейскими цивилизациями Европы. Индоевропейцы принесли с собой чумную палочку, в результате чего множество более ранних народов попросту вымерли от чумы. Не исключено, что дьяковцев постигла похожая судьба. Тем более что в их земли вдобавок проникали еще и кочевые народы с верховьев Дона.

Современное состояние вала Дьякова городища. (Фото автора).
Современное состояние вала Дьякова городища. (Фото автора).
Современный вид склона Дьякова городища, обращенного в сторону Городишного оврага, в котором протекает Дьяковский ручей. Естественная возвышенность была дополнительно укреплена дьяковцами валами и деревянной стеной. (Фото автора).
Современный вид склона Дьякова городища, обращенного в сторону Городишного оврага, в котором протекает Дьяковский ручей. Естественная возвышенность была дополнительно укреплена дьяковцами валами и деревянной стеной. (Фото автора).

Но, конечно, были возможны и военные конфликты: как говорится, обстановка в те времена была неспокойная. Дьяково городище имело обширные валы по всему периметру, на которых также стояла деревянная стена (археологи нашли столбовые ямы от нее). В течение веков валы не менее семи раз досыпались для укрепления обороны. Деревянные укрепления не раз горели и восстанавливались не менее шести раз. Причиной пожаров не обязательно могли быть осады и штурмы городища внешними врагами. В Дьяково существовали огнеопасные производства, например, плавка бронзы и изготовление украшений, которые могли становиться причиной пожаров.

Клады Дьякова городища

Следы выработки камня рядом с Дьяковым городищем видны и в наше время. (Фото автора).
Следы выработки камня рядом с Дьяковым городищем видны и в наше время. (Фото автора).

К сожалению, уже в 1875 году вал прослеживался только с южной стороны площадки городища, хотя еще при раскопках 1872 года он окружал все бывшее поселение. Дело в том, что местные крестьяне добывали камень из холма, на котором стоит Дьяково городище, в результате чего часть вала обрушилась (этому способствовали и естественные оползневые процессы). При обрушении вала открылся клад бронзовых изделий дьяковцев III-V веков н.э. (предположительно, вещи из этого клада накопились в местной литейной мастерской за 150 лет).

Разрез вала Дьякова городища при археологических раскопках в 1935 году.
Разрез вала Дьякова городища при археологических раскопках в 1935 году.

Археолог Д.Я. Самоквасов, проводивший раскопки 1872 года, приобрел часть этого клада у местных крестьян: по его свидетельству, «остальные вещи, проданные крестьянами каким-то прохожим евреям, были подобны вещам уцелевшим». Самоквасов показал дьяковские находки на заседании Московского археологического общества и передал их в его собрание. Известно, что в клад входили шейные гривны (этот вид украшений был популярен у многих народов, включая те же вятичей или, например, кельтов) и подковообразная фибула (застежка для одежды). Теперь эти вещи хранятся в Историческом музее в Москве. Также серия обломков подковообразных фибул с эмалью была найдена на Дьяковом городище при археологических раскопках Н.А. Кренке в 1980-х годах.

Шейная гривна и подковообразная фибула из клада бронзовых изделий с Дьякова городища, купленных Д.Я. Самоквасовым у местных крестьян.
Шейная гривна и подковообразная фибула из клада бронзовых изделий с Дьякова городища, купленных Д.Я. Самоквасовым у местных крестьян.
Бронзовые изделия с выемчатыми эмалями, найденные на Дьяковом городище при раскопках в 1981-1987 годах. Здесь легко узнать технику древнерусской финифти, которая до сих пор сохраняется в Ростове Великом на озере Неро, где жила летописная меря – потомки дьяковцев. Характерно, что в наше время современными ростовскими изделиями с финифтью торгуют в том числе у Синего камня на Плещеевом озере.
Бронзовые изделия с выемчатыми эмалями, найденные на Дьяковом городище при раскопках в 1981-1987 годах. Здесь легко узнать технику древнерусской финифти, которая до сих пор сохраняется в Ростове Великом на озере Неро, где жила летописная меря – потомки дьяковцев. Характерно, что в наше время современными ростовскими изделиями с финифтью торгуют в том числе у Синего камня на Плещеевом озере.
Для сравнения: предметы финно-угорского народа меря в музее Суздальского кремля. В мерянах также видят потомков носителей дьяковской культуры. Особенно характерные предметы – шумящие подвески и шейные гривны.
Для сравнения: предметы финно-угорского народа меря в музее Суздальского кремля. В мерянах также видят потомков носителей дьяковской культуры. Особенно характерные предметы – шумящие подвески и шейные гривны.

Предшественники дьяковцев

Интересно, что помимо собственно городища, дьяковцы освоили значительную территорию вокруг него на территории современного парка Коломенское. Обнаруженные здесь памятники свидетельствуют о том, что дьяковцы активно занимались скотоводством, рыбалкой и, видимо, торговлей по Москва-реке.

Карта памятников дьяковцев на территории парка Коломенское. (Автор – Н.А. Кренке). 1 – Дьяково городище, 2 – местонахождение в Городишном овраге, 3 – селище Дьяково-южное, 4 и 4а – селище Дьяково пойма, 5 – Чертов городок, 6 – селище Дьяково (Выгон).
Карта памятников дьяковцев на территории парка Коломенское. (Автор – Н.А. Кренке). 1 – Дьяково городище, 2 – местонахождение в Городишном овраге, 3 – селище Дьяково-южное, 4 и 4а – селище Дьяково пойма, 5 – Чертов городок, 6 – селище Дьяково (Выгон).
Спуск с Дьякова городища в сторону селища Дьяково-южное. (Фото автора).
Спуск с Дьякова городища в сторону селища Дьяково-южное. (Фото автора).

К сожалению, памятники значительно пострадали от человеческой деятельности в более поздние времена. Так, на месте селища Дьяково-пойма в 1960-е-1980-е годы использовалось под площадку для тренировок и соревнований мотоциклистов, а на месте селища Выгон была проложена мощеная булыжником дорога и производились выемки грунта.

Вход на Дьяково городище с южной стороны. Слева от него– местонахождение в Городишном овраге, справа – селище Дьяково-южное. (Фото автора).
Вход на Дьяково городище с южной стороны. Слева от него– местонахождение в Городишном овраге, справа – селище Дьяково-южное. (Фото автора).
Дорога на месте селища Выгон. (Фото автора).
Дорога на месте селища Выгон. (Фото автора).

Само Дьяково городище также было задействовано в практических целях в период ВОВ. Археолог Н.А. Кренке отмечает, что на снимке 1942 года, сделанном немецким самолетом-разведчиком, видно, что на городище проводились какие-то земляные работы – в северо-западной части площадки на склоне оврага блестит отвал свежей земли. Возможно, это было связано с функционированием зенитной батареи, орудия которой находились чуть южнее городища, а наблюдательный пункт – на самой площадке.

Снимок окрестностей Дьякова городища, сделанный в 1942 году во время аэрофотосъемки с немецкого самолета-разведчика.
Снимок окрестностей Дьякова городища, сделанный в 1942 году во время аэрофотосъемки с немецкого самолета-разведчика.

Но в целом, наибольший урон принесли разрушения 1967 года. После строительства рядом с Дьяковым городищем Московского инженерно-физического института здесь был сооружен трамплин и проложена мототрасса шириной около 3 м, прорезавшая культурный слой на 1,5 м. Сильно пострадало и селище Чертов городок, расположенное на берегу Москва-реки: рельеф холма был сильно поврежден при устройстве стрельбища и трассы горнолыжного спуска.

Вид с Дьякова городища на Москва-реку и место, где на холме на ее берегу находился Чертов городок. (Фото автора).
Вид с Дьякова городища на Москва-реку и место, где на холме на ее берегу находился Чертов городок. (Фото автора).

Селище Чертов городок впервые обнаружил в 1926 году археолог О.Н. Бадер. Здесь были найдены черепки дьяковского типа и плита каменной зернотерки. Проведенные в 1982 и 1984 годах на Чертовом городке раскопки доказали, что здесь было постоянное поселение: археологами были найдены многочисленные очажные камни, кусочки глиняных обмазок, значительные остеологическая (525 фрагментов) и керамическая (442 фрагмента) коллекции. Радиоуглеродная датировка находок – 819-770 годы до н.э.

Археологические памятники железного века на территории парка Коломенского, расположенные к северу от Дьякова городища. 7 – местонахождение возле Девичьего камня, 8 – местонахождение в Голосовом овраге, 9 – селище к югу от церкви Вознесения в Коломенском, 10 и 10а – местонахождения на Государевом дворе в Коломенском (Автор – Н.А. Кренке).
Археологические памятники железного века на территории парка Коломенского, расположенные к северу от Дьякова городища. 7 – местонахождение возле Девичьего камня, 8 – местонахождение в Голосовом овраге, 9 – селище к югу от церкви Вознесения в Коломенском, 10 и 10а – местонахождения на Государевом дворе в Коломенском (Автор – Н.А. Кренке).

Археологами было высказано предположение, что здесь находилось неукрепленное приречное селище, которое предшествовало Дьякову городищу. Предки дьяковцев двигались с востока вдоль Волги, Оки и затем Москва-реки, основывая такие селения на осваиваемой территории. И уже обосновавшись, для удержания территории (а мы помним, что они скорее всего враждовали в поселившимися здесь ранее индоевропейцами-фатьяновцами) начали создавать укрепленные городища на высоких холмах.

Священные камни парка Коломенское и его последние дьяковцы

Но и это еще не все. Археологами были найдены предметы дьяковцев не только на территории самого Дьякова, но и в соседнем Коломенском. Фрагменты текстильной керамики дьяковского типа V-III веков до н.э. были обнаружены на правом берегу Голосова оврага около уникального природного объекта – Девичьего камня. Также возле него были раскопаны фрагменты керамики (различных горшков и пр.) уже российского времени – XIV-XVI веков. Судя по всему, это остатки жертв, которые женщины веками приносили к Девичьему камню (даже в христианское время), остающемуся объектом культа в течение многих столетий.

Девичий камень в Голосовом овраге на территории парка Коломенское – это кварцевый монолит необычной формы, включающий около 60 округлых и продолговатых оолитов. Открытая поверхность имеет площадь 2,5 кв. м. Камень, погруженный в землю, веками почитается как объект культа, способствующий укреплению женского здоровья, включая детородную функцию. (Фото автора).
Девичий камень в Голосовом овраге на территории парка Коломенское – это кварцевый монолит необычной формы, включающий около 60 округлых и продолговатых оолитов. Открытая поверхность имеет площадь 2,5 кв. м. Камень, погруженный в землю, веками почитается как объект культа, способствующий укреплению женского здоровья, включая детородную функцию. (Фото автора).

Почитание камней как священных объектов было широко известно как у финно-угров, так и у балтов и славян. Самые известные примеры – Синий камень на берегу Плещеева озера в Переславле-Залесском (Ярославская область) и Чертово городище недалеко от Оптиной пустыни (Калужская область). Девичий камень в Коломенском до сих пор посещается женщинами с целью просьбы об улучшении здоровья и/или деторождении (как и тот же Синий камень). Характерно, что некоторые наши современницы утверждают, будто смогли зачать ребенка именно после посещения Девичьего камня.

Почти напротив него, также в Голосовом овраге расположен мужской Гусь-камень, который, безусловно, почитался и дьяковцами, и скорее всего их предшественниками, не говоря о последующих поколениях. Гусь-камень известен в источниках также как Голова коня, что, видимо, отсылает нас к значительной роли лошадей у финно-угорских народов: они разводили коней как основной мясной скот, причем эту манеру переняли даже славяне-вятичи.

Мужской Гусь-камень в Голосовом овраге – такой же валун из кварцевого песчаника, как и соседний Девичий камень. Как и последний, погружен в землю, открытая поверхность имеет площадь 1,5 кв. м. (Фото автора).
Мужской Гусь-камень в Голосовом овраге – такой же валун из кварцевого песчаника, как и соседний Девичий камень. Как и последний, погружен в землю, открытая поверхность имеет площадь 1,5 кв. м. (Фото автора).

Как и Девичий камень, Гусь-камень и в наше время активно посещается любителями улучшить здоровье и повысить потенцию, не прибегая к сложным способам. Камню приносят подношения (например, конфеты, ленты, монетки), после чего прикасаются к нему всяческими местами тела. Особо рьяные граждане (неоязычники и просто люди, недалеко ушедшие от наших предков) стараются еще «стереть энергетику» с камня от других людей.

Специально проделанные в Гусь-камне круглые ниши и отверстия скорее всего были выполнены балтами. (Фото автора).
Специально проделанные в Гусь-камне круглые ниши и отверстия скорее всего были выполнены балтами. (Фото автора).

Очень интересно, что в этом камне проделаны круглые отверстия. Это явное свидетельство почитания Гусь-камня балтами: протобалтами нередко считаются фатьяновцы, также отмечен приток в среду дьяковцев мощинского населения из бассейна Оки – предков летописной голяди, которую считают западнобалтским народом. Как замечала еще известная исследовательница Мария Гимбутас, у балтов просверлить такие отверстия в священных камнях означало снабдить их дополнительной живительной силой. Литовские крестьяне еще в XIX-XX веках, идя с поля, нередко ополаскивали руки и ноги в таких выемках скопившейся в них дождевой водой, что считалось очень полезным для здоровья. Подобные выемки можно видеть на камнях бывшего языческого капища западных балтов - галиндов (голядь русских летописей) недалеко от Оптиной пустыни.

Круглые отверстия в камнях на бывшем святилище западных балтов (галиндов, они же голядь) на Чертовом городище недалеко от Оптиной пустыни. В христианское время были известны как чертовы пальцы. (Фото автора).
Круглые отверстия в камнях на бывшем святилище западных балтов (галиндов, они же голядь) на Чертовом городище недалеко от Оптиной пустыни. В христианское время были известны как чертовы пальцы. (Фото автора).

Характерно, что селище дьяковцев было обнаружено всего в 100 м к югу от церкви Вознесения в Коломенском. Также находки железного века (фрагменты текстильной керамики) были сделаны при прокладке дорожек в 1996 году на территории Государева дворища. Таким образом, территория современного парка Коломенское предстает как целый комплекс дьяковцев с центральным городищем, селищами, капищами, местами для выгона скота и рыбалки, охоты на пушных зверей (бобров), а также пристанями для торговли по речным путям с другими народами.

Фрагмент храма Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Фрагмент храма Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Скорее всего, живших здесь вплоть до 1950-х-60-х годов обитателей сел Коломенское и Дьяково (последнее отсчитывает свою историю с 1247 года) можно считать потомками не только местных вятичей, но и дьяковцев и иных насельников этих мест. Характерно, что храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в бывшем селе Дьяково стоит на холме, возвышающемся над берегом Москва-реки, у Голосова оврага, а мимо него проходит старая дорога в село Коломенское.

Древнее кладбище жителей села Дьяково возле храма Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Древнее кладбище жителей села Дьяково возле храма Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Такое «центровое место» не могло быть оставлено без внимания в любую эпоху. Здесь наверняка располагалось древнее городище или капище (как известно, христианские храмы повсеместно строились на местах языческих культов). Вокруг этого храма ходит много легенд: дескать, холм под ним изрыт средневековыми подземными ходами, а где-то в его недрах запрятана библиотека Ивана Грозного. Впрочем, это уже совсем другая история.

Последние из дьяковцев, жившие на своей малой Родине, были похоронены у храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в 1940-х-50-х годах. Их потомки ныне расселены по новостройкам Москвы.
Последние из дьяковцев, жившие на своей малой Родине, были похоронены у храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в 1940-х-50-х годах. Их потомки ныне расселены по новостройкам Москвы.

О современных гуляньях в Коломенском (фестиваль "Круг света-2019") смотрите здесь.

О культе священных Синих камней у финно-угров и восточных славян читайте здесь.

О русском городе, возникшем на основе финно-угорского поселения на Оке, читайте здесь.

Историю самого крупного клада золотых кельтских монет в Чехии читайте здесь.

О древнем финно-угорском народе мещёра и его покорении князем Святославом читайте здесь.

О языческом капище западных балтов (галиндов) около Оптиной пустыни читайте здесь.

Кому интересно: в рамках фестиваля "Золотая осень" (Москва, 4-13 октября2019) на Святоозерской улице в Косино будет представлена реконструкция финно-угорского городища дьяковской культуры. Информация здесь.