(Начало читайте здесь).
Археологи выделяют два этапа культуры городищ дьякова типа: первый продлился до II века до н.э., а второй – со II века до н.э. до V-VII веков н.э. На втором этапе дьяковцы переживали активный демографический и культурный рост, что связывают с приходом на их земли более развитых племен с юго-запада из бассейна Оки. Обычно их считают смешанным населением, в составе которого могли преобладать балты. В отличие от фатьяновцев-протобалтов, с которыми дьяковцы, судя по всему, нередко враждовали, эти балты расселились среди них и довольно долгое время жили по соседству, обогащая их своими достижениями. Но, видимо, какие-то пришельцы в итоге и стали виновниками заката дьяковской культуры.
Пришельцы, погубившие дьяковцев
Приход славян (кривичей, вятичей и радимичей) на земли дьяковцев фиксируется по археологическим находкам во второй половине XI века и в первой половине XII века. Если дьяковцы жили на Дьяковом городище еще в VII веке, то радимичи или кривичи появились на нем не раньше XI века. Промежуток между исчезновением дьяковской культуры и появлением славян историками определяется как местные темные века. С одной стороны, сам факт сохранения в Центральной России множества финно-угорских названий (особенно рек и озер) вплоть до нашего времени однозначно говорит о том, что славяне и дьяковцы долгое время жили рядом. С другой, еще за несколько веков до начала широкой славянской колонизации московских земель отмечается деградация и закат дьяковской культуры.
Археологи и историки высказывают осторожные предположения о возможных причинах: скорее всего дьяковцы пережили не одну демографическую катастрофу. Например, возможны военные столкновения с другими племенами, как это было в более раннее и позднее время: скажем, известно о войнах русских князей с финно-угорскими племенами мещёры и мордвы.
С чем еще мог быть связан закат дьяковской культуры? В IV-V веках н.э. носители черняховской культуры, в которых многие историки видят восточных славян и родственных им западных балтов, переместились в рязанское течение Оки, где жили финно-угры – потомки носителей городецкой культуры, родственной дьяковской. На основе взаимодействия этих народностей сложился новый вариант культуры рязано-окских могильников. В частности, под влиянием славян финно-угры при похоронах перешли от обряда трупоположения к трупосожжению. Также здесь появился особый вид фибул (застежек для одежды), имевший прототипы на Среднем Поднепровье. Можно говорить о сложении народности мещёра, которая, как и родственный народ меря, изначально являясь чисто финно-угорской, впитала в себя балто-славянские черты.
Жители Поочья имели торговые связи с дьяковцами (последние активно били бобров, селившихся прямо рядом с их городищами, и поставляли пушнину на экспорт другим народам) и скорее всего со временем тоже стали переселяться на их земли. По крайней мере, дьяковцы находились под явным влиянием со стороны населения средней Оки. Так, при раскопках в 1935 год и 1987 годах на Дьяковом городище были найдены чернолощеные миски, не характерные для дьяковской культуры. Зато аналогичные миски III-V веков н.э. встречаются на верхней Оке на городище Мощины, а также в бассейне верхней Волги. На Дьяково городище они попали только в IV веке н.э. – не исключено, что в качестве не экспорта, а личных вещей переселенцев с Оки.
Археологи отмечают, что формирование у финских племен нового типа ожерелья, в котором сочетались красные и «золотые» бусы, также происходило на фоне интенсивных этнокультурных изменений, в том числе связанных с активным расселением рязано-окских и древнемордовских племен в Поочье и окско-сурском междуречье. Этот период также характеризуется значительным притоком «западных» инокультурных элементов к финским племенам, что привело к существенному изменению их материальной культуры.
Находки археологов дополняются пусть и скудными, но все же имеющимися сведениями из исторических источников. Поэтому миграции населения с юго-запада в сторону земель дьяковцев можно связать с известными историческими событиями. Еще античный историк Иордан писал, что король готов Германарих, чья держава располагалась в центральной и юго-западной части современной Украины и прилегающих территорий Молдавии и Румынии, покорил множество северных племен, в числе которых назывались Merens (меря), Mordens (мордва) и Imniscaris (мещёра). Экспедиции готов имели целью захватить речные торговые пути по Оке до Волги, а затем вверх по Каме и далее за притоки Камы - Чусовую и Белую до гор Урала. (Готские вещи до сих пор находят на городищах культуры рязано-окских могильников.) Однако экспансия государства Германариха на северо-восток прекратилась с его падением натиском кочевого народа гуннов в 370-е годы. Эту экспансию затем возобновили уже другие народы.
Одно из возможных объяснений заката дьяковской культуры – мигранты с юго-запада могли принести с собой какие-либо болезни и инфекции, от которых у дьяковцев не было иммунитета. По крайней мере, именно так современные историки и археологи объясняют «победу» индоевропейских кочевых народов ямной культуры над более развитыми доиндоевропейскими цивилизациями Европы. Индоевропейцы принесли с собой чумную палочку, в результате чего множество более ранних народов попросту вымерли от чумы. Не исключено, что дьяковцев постигла похожая судьба. Тем более что в их земли вдобавок проникали еще и кочевые народы с верховьев Дона.
Но, конечно, были возможны и военные конфликты: как говорится, обстановка в те времена была неспокойная. Дьяково городище имело обширные валы по всему периметру, на которых также стояла деревянная стена (археологи нашли столбовые ямы от нее). В течение веков валы не менее семи раз досыпались для укрепления обороны. Деревянные укрепления не раз горели и восстанавливались не менее шести раз. Причиной пожаров не обязательно могли быть осады и штурмы городища внешними врагами. В Дьяково существовали огнеопасные производства, например, плавка бронзы и изготовление украшений, которые могли становиться причиной пожаров.
Клады Дьякова городища
К сожалению, уже в 1875 году вал прослеживался только с южной стороны площадки городища, хотя еще при раскопках 1872 года он окружал все бывшее поселение. Дело в том, что местные крестьяне добывали камень из холма, на котором стоит Дьяково городище, в результате чего часть вала обрушилась (этому способствовали и естественные оползневые процессы). При обрушении вала открылся клад бронзовых изделий дьяковцев III-V веков н.э. (предположительно, вещи из этого клада накопились в местной литейной мастерской за 150 лет).
Археолог Д.Я. Самоквасов, проводивший раскопки 1872 года, приобрел часть этого клада у местных крестьян: по его свидетельству, «остальные вещи, проданные крестьянами каким-то прохожим евреям, были подобны вещам уцелевшим». Самоквасов показал дьяковские находки на заседании Московского археологического общества и передал их в его собрание. Известно, что в клад входили шейные гривны (этот вид украшений был популярен у многих народов, включая те же вятичей или, например, кельтов) и подковообразная фибула (застежка для одежды). Теперь эти вещи хранятся в Историческом музее в Москве. Также серия обломков подковообразных фибул с эмалью была найдена на Дьяковом городище при археологических раскопках Н.А. Кренке в 1980-х годах.
Предшественники дьяковцев
Интересно, что помимо собственно городища, дьяковцы освоили значительную территорию вокруг него на территории современного парка Коломенское. Обнаруженные здесь памятники свидетельствуют о том, что дьяковцы активно занимались скотоводством, рыбалкой и, видимо, торговлей по Москва-реке.
К сожалению, памятники значительно пострадали от человеческой деятельности в более поздние времена. Так, на месте селища Дьяково-пойма в 1960-е-1980-е годы использовалось под площадку для тренировок и соревнований мотоциклистов, а на месте селища Выгон была проложена мощеная булыжником дорога и производились выемки грунта.
Само Дьяково городище также было задействовано в практических целях в период ВОВ. Археолог Н.А. Кренке отмечает, что на снимке 1942 года, сделанном немецким самолетом-разведчиком, видно, что на городище проводились какие-то земляные работы – в северо-западной части площадки на склоне оврага блестит отвал свежей земли. Возможно, это было связано с функционированием зенитной батареи, орудия которой находились чуть южнее городища, а наблюдательный пункт – на самой площадке.
Но в целом, наибольший урон принесли разрушения 1967 года. После строительства рядом с Дьяковым городищем Московского инженерно-физического института здесь был сооружен трамплин и проложена мототрасса шириной около 3 м, прорезавшая культурный слой на 1,5 м. Сильно пострадало и селище Чертов городок, расположенное на берегу Москва-реки: рельеф холма был сильно поврежден при устройстве стрельбища и трассы горнолыжного спуска.
Селище Чертов городок впервые обнаружил в 1926 году археолог О.Н. Бадер. Здесь были найдены черепки дьяковского типа и плита каменной зернотерки. Проведенные в 1982 и 1984 годах на Чертовом городке раскопки доказали, что здесь было постоянное поселение: археологами были найдены многочисленные очажные камни, кусочки глиняных обмазок, значительные остеологическая (525 фрагментов) и керамическая (442 фрагмента) коллекции. Радиоуглеродная датировка находок – 819-770 годы до н.э.
Археологами было высказано предположение, что здесь находилось неукрепленное приречное селище, которое предшествовало Дьякову городищу. Предки дьяковцев двигались с востока вдоль Волги, Оки и затем Москва-реки, основывая такие селения на осваиваемой территории. И уже обосновавшись, для удержания территории (а мы помним, что они скорее всего враждовали в поселившимися здесь ранее индоевропейцами-фатьяновцами) начали создавать укрепленные городища на высоких холмах.
Священные камни парка Коломенское и его последние дьяковцы
Но и это еще не все. Археологами были найдены предметы дьяковцев не только на территории самого Дьякова, но и в соседнем Коломенском. Фрагменты текстильной керамики дьяковского типа V-III веков до н.э. были обнаружены на правом берегу Голосова оврага около уникального природного объекта – Девичьего камня. Также возле него были раскопаны фрагменты керамики (различных горшков и пр.) уже российского времени – XIV-XVI веков. Судя по всему, это остатки жертв, которые женщины веками приносили к Девичьему камню (даже в христианское время), остающемуся объектом культа в течение многих столетий.
Почитание камней как священных объектов было широко известно как у финно-угров, так и у балтов и славян. Самые известные примеры – Синий камень на берегу Плещеева озера в Переславле-Залесском (Ярославская область) и Чертово городище недалеко от Оптиной пустыни (Калужская область). Девичий камень в Коломенском до сих пор посещается женщинами с целью просьбы об улучшении здоровья и/или деторождении (как и тот же Синий камень). Характерно, что некоторые наши современницы утверждают, будто смогли зачать ребенка именно после посещения Девичьего камня.
Почти напротив него, также в Голосовом овраге расположен мужской Гусь-камень, который, безусловно, почитался и дьяковцами, и скорее всего их предшественниками, не говоря о последующих поколениях. Гусь-камень известен в источниках также как Голова коня, что, видимо, отсылает нас к значительной роли лошадей у финно-угорских народов: они разводили коней как основной мясной скот, причем эту манеру переняли даже славяне-вятичи.
Как и Девичий камень, Гусь-камень и в наше время активно посещается любителями улучшить здоровье и повысить потенцию, не прибегая к сложным способам. Камню приносят подношения (например, конфеты, ленты, монетки), после чего прикасаются к нему всяческими местами тела. Особо рьяные граждане (неоязычники и просто люди, недалеко ушедшие от наших предков) стараются еще «стереть энергетику» с камня от других людей.
Очень интересно, что в этом камне проделаны круглые отверстия. Это явное свидетельство почитания Гусь-камня балтами: протобалтами нередко считаются фатьяновцы, также отмечен приток в среду дьяковцев мощинского населения из бассейна Оки – предков летописной голяди, которую считают западнобалтским народом. Как замечала еще известная исследовательница Мария Гимбутас, у балтов просверлить такие отверстия в священных камнях означало снабдить их дополнительной живительной силой. Литовские крестьяне еще в XIX-XX веках, идя с поля, нередко ополаскивали руки и ноги в таких выемках скопившейся в них дождевой водой, что считалось очень полезным для здоровья. Подобные выемки можно видеть на камнях бывшего языческого капища западных балтов - галиндов (голядь русских летописей) недалеко от Оптиной пустыни.
Характерно, что селище дьяковцев было обнаружено всего в 100 м к югу от церкви Вознесения в Коломенском. Также находки железного века (фрагменты текстильной керамики) были сделаны при прокладке дорожек в 1996 году на территории Государева дворища. Таким образом, территория современного парка Коломенское предстает как целый комплекс дьяковцев с центральным городищем, селищами, капищами, местами для выгона скота и рыбалки, охоты на пушных зверей (бобров), а также пристанями для торговли по речным путям с другими народами.
Скорее всего, живших здесь вплоть до 1950-х-60-х годов обитателей сел Коломенское и Дьяково (последнее отсчитывает свою историю с 1247 года) можно считать потомками не только местных вятичей, но и дьяковцев и иных насельников этих мест. Характерно, что храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в бывшем селе Дьяково стоит на холме, возвышающемся над берегом Москва-реки, у Голосова оврага, а мимо него проходит старая дорога в село Коломенское.
Такое «центровое место» не могло быть оставлено без внимания в любую эпоху. Здесь наверняка располагалось древнее городище или капище (как известно, христианские храмы повсеместно строились на местах языческих культов). Вокруг этого храма ходит много легенд: дескать, холм под ним изрыт средневековыми подземными ходами, а где-то в его недрах запрятана библиотека Ивана Грозного. Впрочем, это уже совсем другая история.
О современных гуляньях в Коломенском (фестиваль "Круг света-2019") смотрите здесь.
О культе священных Синих камней у финно-угров и восточных славян читайте здесь.
О русском городе, возникшем на основе финно-угорского поселения на Оке, читайте здесь.
Историю самого крупного клада золотых кельтских монет в Чехии читайте здесь.
О древнем финно-угорском народе мещёра и его покорении князем Святославом читайте здесь.
О языческом капище западных балтов (галиндов) около Оптиной пустыни читайте здесь.
Кому интересно: в рамках фестиваля "Золотая осень" (Москва, 4-13 октября2019) на Святоозерской улице в Косино будет представлена реконструкция финно-угорского городища дьяковской культуры. Информация здесь.