Это уже не фантастика, а реальность – поезда со скоростью 350 км/ч между Пекином, Шанхаем и Гуанчжоу переполнены и в конце сентября 2019 года утверждена новая государственная программа – достичь скорости 600-1000 км/ч, что позволит обогнать в прямом смысле самолеты и увеличить пропускную способность транспортных магистралей.
Конкурент авиакомпаний
«Быстрее, еще быстрее, мы должны обогнать рейсовый пассажирский самолет!» – примерно под такими лозунгами развивается на сегодняшний день общенациональная скоростная железнодорожная сеть в Китае. В конце сентября опубликована новая государственная программа развития высокоскоростных поездов, в соответствии с которой планируется достичь показателя в 1000 км/ч. Такая скорость движения позволит преодолеть расстояние 2200 км от Уханя до Гуанчжоу за 2-3 часа.
Существующие популярные магистрали, обеспечивающие перевозки на скорости 350 км/ч между Пекином, Шанхаем и Гуанчжоу, в среднем заполнены пассажирами на 82%, а в периоды пиковых нагрузок – все составы курсируют переполненными. Дальнейшее увеличение пропускной способности упирается в ограничение на количество поездов, поэтому и принято решение развивать новые типы транспорта на основе силы магнитной левитации.
Повышение скорости до 600 км/ч позволит преодолеть 1200 км от Пекина до Шанхая за 2 часа. Для сравнения – время прямого перелета между этими двумя городами на самолете Boeing 737 составляет около 2,5 часов.
Амбициозные планы запуска высокоскоростных поездов типа маглев (магнитоплан) основаны на уже реально действующих магистралях – с 2002 года работает 30-километровая шанхайская линия маглев поездов, обеспечивая пассажиров путешествием со скоростью до 430 км/ч.
Существующая шанхайская линия основана на переданных Китаю немецких технологиях от Simens, но китайская компания CRRC утверждает, что маглев поезд следующего поколения полностью основан на местных разработках и усовершенствованиях.
В соответствии с новой программой развития проектный институт China Railway Group уже разрабатывает технико-экономическое обоснование новых магистралей от Гуанчжоу до Пекина с расчетной скоростью 600-1000 км/ч. На первом этапе строится тестовый участок протяженностью 200 км для изучения поведения поездов на сверхскорости. Первые испытательные «заезды» запланированы на 2020 год.
В случае успешного развития поездов нового поколения может произойти настоящая «переоценка ценностей» и глобальные бизнес структуры переключатся с авиаперевозок на высокоскоростные поезда, ведь железнодорожный сервис, доставляющий пассажиров из одного центра города в другой центр явно предпочтительнее самолетов.
Мировое лидерство Китая в сфере скоростных железнодорожных перевозок неоспоримо на сегодняшний день. Для примера достаточно напомнить о том, что с января 2019 года запущена удлиненная модель поезда «Фусин» между Пекином и Шанхаем. Состав состоит из 17 вагонов общей вместимостью 1283 пассажира, длина поезда составляет 440 м, скорость движения достигает 350 км/ч.
Конечно, скачок от 350 км/ч до 600 км/ч является очень значительным и потребует огромных расходов на реализацию магнев-технологий, а достижение фантастических 1000 км/ч явно «не завтра» произойдет. Но общее направление развития говорит о том, что, вполне возможно, в ближайшем будущем самолет уступит первенство по скорости и удобству массовых пассажирских перевозок на материках.