Пятьдесят лет назад британский гонщик Формулы-1, которого многие считают одним из лучших гонщиков мира, погиб в результате трагической аварии на старой трассе Хоккенхаймринг в Германии. Джиму Кларку было 32 года, и он принимал участие в довольно незначительном мероприятии Формулы-2 по просьбе Team Lotus, в которой он на тот момент выступал; в этот день он скорее поехал бы в Брэндс-Хэтч, к югу от Лондона.
Это история о том, как мой друг, давний поклонник Джима Кларка, отправился в Германию и нашел мемориальный камень, скрытый в лесах, окружающих Хоккенхаймринг. Обстоятельства его смерти хорошо задокументированы, но для начала мы начали искать тут.
Смерть Кларка была огромным шоком для всего автоспорта, и он занимает уверенное место в ее истории. Тысячи поклонников Кларка все еще поддерживают его память после всех этих лет. Одним из них является мой друг Джон Уиллатс, который является одним из самых преданных фанатов Джима Кларка и был обескуражен, когда услышал о несчастном случае со смертельным исходом: «Я был дома, и я даже могу вспомнить тот момент, когда услышал по новостям про гибель Джима - прозаично, но я мвл посуду в то время.
За прошедшие годы Джон поддерживал связь со многими другими фанатами, и в течение последних 30-ти с лишним лет он совершал ежегодное паломничество к могиле Кларка в деревне Чирнсайд, Беруикшир. Однажды, около десяти лет назад, он встретил трех оставшихся сестер Джима Кларка у могилы и в итоге был приглашен на обед. С тех пор Джон поддерживал связь с семьей и узнал намного больше об истории этого уважаемого гонщика.
За последние полвека постоянные амбиции Джона состояли в том, чтобы посетить место страшной аварии Джима Кларка, но точное место, как известно, сложно найти. В 2002 году Хоккенхаймринг был укорочен, а большая часть старой трассы, проходящая через лес, была заброшена, а территория заросла. Все равно, как будто там ничего никогда и не было. Фактическое место аварии в настоящее время похоронено в лесу, и для его поиска требуется много времени и сил. Были даже некоторые сомнения относительно того, получиться ли что нибудь увидеть, даже если нам посчастливится найти это место.
В течение нескольких лет я обещал отвезти Джона в Хоккенхайм и помочь с поиском. Он чувствовал, что мои знания немецкого языка будут полезны, и это действительно пригодилось. Я предложил посетить Хоккенхайм до посещения собрания LHSA в Вецларе в ближайшие выходные. Джон, один мой друг и я отправились из Лондона на машине в прошлую субботу, и мы поехали из Аахена, на границе с Германией, через горы Айфель, ночью были уже почти возле Нюрбугринга, затем вниз в Целль-на-Мозеле, прежде чем оказаться в Хоккенхайме. В понедельник мы поехали на Хоккенхаймринг, чтобы начать искать эту иголку в стоге сена. Мы знали, что отправной точкой станет новый мемориал Джима Кларка, но даже найти это было непросто.
К счастью, я нашел человека в музее Хоккенхайма, чтобы он помогал нам в поисках, хотя он опроверг все сведения о первоначальном месте крушения. «Есть только один мемориал», - сказал он. Поэтому мы отправились на машине, следуя вдоль дороги как можно дальше. В конце концов, путь превратился в пешеходную дорожку с запретом транспортных средств, поэтому мы оставили машину и пошли пешком, следуя также вдоль трассы.
Примерно через полмили мы подошли к новому мемориалу, который находился на небольшой поляне на стыке двух пешеходных дорожек. Пока все хорошо, были сделаны фотографии, прежде чем мы обратили наше внимание на рукописную карту, подаренную Джону другим британским поклонником Джима Кларка. На этой карте было не совсем ясно, по какому пути нам идти, но мы отправились в правильном направлении. Мы шли больше на удачу, нежели по какому то точному маршруту.
Инструкция и карта вела нас по тропинке к небольшому мосту, но вскоре мы вышли на перекресток, абсолютно не указывая, по какому пути идти. Мы решили идти прямо, после краткого расхождения во мнениях, избегая заманчивых поворотов влево и вправо, и оказались на очень прямом пути сквозь деревья, исчезающие на далеком расстоянии. Но не было ни следа ни моста, ни воды. Мы шли гадая как это должно выглядить, прошло более мили, и почти пришли к выводу, что на перекрестке сделали неправильный поворот. Затем, вдали, мы увидели небольшое возвышение с двумя парапетами по обе стороны дороги. Это мог быть мост, и мы решили продолжить путь.
Это был действительно мост, и карта указала нам повернуть направо и идти вдоль высокого берега реки, круто спускавшегося к деревьям. Мы шли и шли, не имея реального представления о том, что мы искали. Нам сказали, что оригинальное место крушения было отмечено маленьким камнем, который лежал между двумя хвойными деревьями, посаженным в качестве маркера для того, что бы его можно было найти быстро. После почти мили мы решили, что находимся на неправильном пути.
К сожалению, перспективы нахождения мемориала были невелики. Мы остановились и решили повернуть назад, но в этот момент Джон заметил маленькое хвойное дерево среди других деревьев на берегу реки. Мы нашли место трагической аварии Джима Кларка. При ближайшем рассмотрении мы обнаружили маленький камень, в сопровождении букетов цветов, лежащих между двумя маленькими хвойными деревьями. Миссия выполнена. Больше фотографий, и Джон смаковал момент достижения своих амбиций.
Джим Кларк погиб на этом месте, предположительно от механического повреждения или поломки шины, на трассе, которой больше не существует. В этом году ему было бы 82 года.
Хотя мы откладывали целый день, чтобы найти место крушения, мы были там и отправились обратно через пару часов, пройдя четыре мили по лесу. Но было интересное продолжение, потому что Джон забронировал для нас номер именно в том самом отеле, где Кларк и команда Lotus останавливались в роковые выходные. От Хоккенхайма до Альтлюссхайма, на восточном берегу Рейна, напротив Шпейера, дорога была не долгой.
Luxhof все еще более или менее, как это было, хотя, возможно, он не такой роскошный, как в конце шестидесятых. В этом есть определенная блеклая элегантность, но было легко представить жизнь и суету этих выходных в апреле 1968 года, когда команда готовилась к гонке.
Позади и под отелем находится серия запертых гаражей, где базировались машины команды Lotus - Грэм Хилл также учавствовал в гонке в те выходные. До нас дошли слухи о гостевой книге с подписью Джима Кларка, но персонал отеля об этом не подозревал: отель переходил из рук в руки, возможно, не раз за последние десятилетия. Однако администратор знал о связи с Кларком, и было ясно, что мы не первые паломники и, конечно, не будем последними.
Статья переведена с сайта www.macfilos.com . Специально для телеграм канала F1 Legends.