А. Парэ и Г. Смарт выделяют основные закономерности жанра по следующим направлениям:
- совокупность текстов, объединенных формальными аспектами;
- процессы создания текстов (например, написание и редактирование);
- методы чтения, используемые для интерпретации текстов;
- социальные роли, исполняемые авторами и читателями.
К. Беркенкоттер и Т. Хакин различают следующие аспекты жанров:
- динамичность, так как жанры изменяются со временем в зависимости коммуникативных потребностей пользователей;
- ситуативность: жанры зависят от ситуации и формы нашего участия в коммуникативной деятельности повседневной и профессиональной жизни;
- форма и содержание: то есть какой контекст является для него приемлемым;
- дуализм структуры: жанры появляются при взаимодействии членов сообщества и закрепляют, а также конструируют социальные структуры;
- собственность сообщества: дискурс в отдельных сообществах формируется посредством универсальных, институциональных и дисциплинарных норм.
При исследовании жанров, как правило, уделяется внимание текстуальному анализу корпуса текстов (например, различные риторические переходы), лексико-грамматическим особенностям (характерные времена, тип терминологии), текстуализации (общепринятое использование языковых средств в отдельных жанрах).
Известно, что жанры могут смешиваться и иметь размытые границы. Жанры важно изучать для более полного понимания профессиональной коммуникации. В этом случае следует анализировать разные виды письменной деятельности профессиональных сообществ, относящиеся к отдельным жанрам.
Помимо этого, грамотное владение жанром способствует эффективной устной коммуникации. Именно авторы и читатели закладывают её фундамент и создают смысл. При этом они следуют общим стандартам для использования языка. В случае, когда авторы нарушают какие-либо нормы, либо не учитывают культурную составляющую, ожидания читателя не оправдываются, возникает недопонимание. Неудачи в коммуникации приводят к культурным конфликтам.
Следовательно, чтобы процесс коммуникации был результативен, важно учитывать определённые нормы языкового оформления в той или иной ситуации. Именно на это и стоить обращать внимание студентов при обучении различным жанрам.
Как справедливо отмечает Н.И. Колесникова, овладение жанром подразумевает овладение типологической моделью определённого жанра, которая помогает увидеть, осознать и усвоить специфические черты данного жанра.
Модель включает следующие компоненты: методологическая характеристика жанра, языковые средства, порядок расположения речевых клише, текстовый образец. Данная модель представляет своего рода «компас движения по научному тексту».
Рассмотрим основные функции модели. Модель даёт общее представление о смысловой и линейной структуре целого текста, является строго упорядоченной структурой, однако, будучи инвариантной, допускает в зависимости от цели изменение порядка шагов.
Элементы модели связаны одной темой, она является руководством для создания текстов разных жанров, содержит только необходимые элементы, отличается простой и доступностью в применении, с ней можно работать, не только с преподавателем, но и самостоятельно, она ориентирована не на запоминание материала, а на осознание сути и размышление при изучении, либо создании текста, благодаря чему происходит осознанное усвоение текста и его грамотное воспроизведение. По словам М.М. Бахтина, «жанры речи присутствуют в сознании языковой личности в виде фреймов, влияющих на процесс разворачивания мысли в слово».
В ходе социального становления «языковая личность «врастает» в систему жанровых норм», которая, в свою очередь, ««врастает» в сознание говорящего индивида» и определяет уровень его коммуникативной компетенции.
По мнению Н.И.Колесниковой, сюда входят тематические макроструктуры, композиционные схемы текстов и «батареи» языковых выражений «в их жанрово-стилистической спецификации». Знание может быть коллективным и индивидуальным.
Индивидуальный когниотип составляет не более 20 % от коллективного когнитипа. Н.И.Колесникова выделяет основные характеристики индивидуального когниотипа, которые включают сформированность предметных знаний, представление о структурно-композиционных особенностях, моделях научных текстов разных жанров, овладение языковыми выражениями, характерными для текстов данных жанров, готовность к осмыслению и созданию текстов разных жанров. Такая модель соотносится с определением речевых жанров, которые представляют собой устойчивые, тематические, композиционные и стилистические типы высказываний.
Учитывая тот факт, что коммуникативная компетенция является сложным и многоаспектным явлением и имеет целый ряд составляющих, для данного исследования необходимо проанализировать современные труды по лингвистике, социолингвистике, когнитивной психологии, выявить основные трудности при обучении посредством анкетирования учащихся, обобщить многолетний опыт работы с учащимися и изучить опыт создания учебных пособий для данного контингента.