Осень наступает, у нас на подмосковных дачах идет повальное отключение водопровода. Отключение воды - сигнал дачникам собираться на зимние квартиры. Уезжают почти все. Остаются зимовать две категории - у кого теплый дом и кому некуда ехать.
Вот так оказалось у нашей соседки, назову ее Зиной.
Участки под Домодедовым нашим дедушкам на работе выдали в 1964 - 1965 году, тогда же и началось строительство и заселение. С тех пор все друг друга знают, как в деревне. Все соседи знакомы друг с другом по 50 лет - строились деды, родители "женихались", мы играли вместе детьми. Сейчас вот внуки бегают, пошло уже пятое поколение дачников.
С Зиной наши участки стоят рядом по улице, у нас общий заборчик между участками. Сперва заборчик был чисто символический. Все друг с другом общались, делились солью и рассадой. Могли собрать обед на несколько семей по принципу - одна семья несет котел с бощом, другая - чан вареной картошки, третья тазик салата. Сидели в саду под молодыми яблоньками, сами еще довольно таки молодые и здоровые;
Когда я думаю, что том году, когда строилась дача, мои бабушка и дедушка были моложе меня теперешней - мне становится не по себе.
Так вот, про соседей. Мама и папа Зины имели сына и дочь. А еще у них было образцовое хозяйство - грядки с сортовой клубникой, ухоженные кусты черной смородины. Весной всегда тюльпаны, осенью флоксы и астры. Все, разумеется, на рынок. Дети ходили строго по дощатым дорожкам, ягоды с кустов рвали за особые заслуги и не больше, чем разрешали родители. В день - максимум три клубничины или горсть смородины.
Когда первое поколение стало уже откровенно стареньким - у соседей начались причуды. Сама. МарьИванна, больше всего, после сбора урожая и подсчета барышей, полюбила ругаться с соседями. Мою бабушку обвинила в том, что мы, дети по ночам залезаем к ней на участок и крадем урожай. Соседку с другого края участка - в том что подливают ей под кусты отраву, от которой кусты гниют.
В результате с ней перестали общаться практически все соседи.
Проходит еще несколько лет....
Соседка по даче Зина и я становимся мамами. Зинина дочка Олечка старше мой Кати на три года. Олечка занимается балетом и поэтому не хочет водиться с "простыми" детьми на дачах. Моей Кате как то заявила, что у нее ноги "закрученные", а у самой Оли - "правильные" (девочкам по восемь лет). Зина продолжает дело своей матери - выращивает урожай на продажу. У нее, кстати, как и у мамы, двое детей - дочь и сын.
С Зиной время от времени общаемся - то мы ей одолжим ведерко краски, то она маме принесет из магазина пару батонов хлеба - но без дружественных отношений, чисто по соседски.
Дети наши растут, они вращаются совершенно в разных компаниях. У моей Кати полно друзей-приятелей на участках (хотя замуж она в результате вышла за "чужака"), дети Зины на даче бывают редко, у них вся жизнь и все общение - где то там, за пределами наших дач. Как их бабушка с дедушкой ни с кем особо не общались, так и их внуки.
Еще несколько лет...
Мы уже бабушки. У меня - двое (внучка, скоро 11 лет и внук, скоро 9 лет), у Зины - вроде бы трое. Одна внучка от дочери и двое - от сына.
А теперь самое печальное. Соседка Зина вот уже лет десять как живет совершенно одна на даче круглогодично. Дача старенькая, это летний домик, не приспособленный изначально для постоянного проживания. Зина поставила в одной из комнат "буржуйку" чтобы не тратить много электричества на отопление зимой. Топит остатками деревянного забора, сарая и таскает валежник из леса. Непонятно чем питается. Да, туалет тоже дачный, в отдельном "скворешнике", в ведерке, которое потом надо выливать в компостную яму.
А ведь у Зины - две квартиры в Москве. В чем же дело? А дело в том, что в одной квартире живет ее дочь с внучкой, а вторую квартиру Зина сдает. Деньги все получает дочь, она не работает, творческая натура, "ищет себя". Балериной быть уже поздно, четвертый десяток, но остается еще масса творческих профессий - можно петь, играть на музыкальных инструментах, рисовать... Вот только денег это не приносит, приходится жить на доход от материной квартиры.
А тем временем бедная Зина живет себе на даче. Вроде бы часть пенсии тоже отдает дочери. Питается черти чем, зато содержит дворового пса и штук пять кошек и котов. Судя по тому, как она с ними разговаривает - они ей полностью заменили семью, по детям и внукам не скучает. А те практически не появляются на даче.
И все было бы ничего, но похоже, у соседки Зины начала ехать крыша в ту же сторону, что у ее мамы.
Этим летом она принесла в правление нашего СНТ заявление, где на полном серьезе заявляла - растущая с нашей стороны общего забора молодая елочка через несколько лет вырастет настолько, что будет затемнять ее участок и засорять его шишками.
И комиссия из правления, с трудом сохраняя серьезное выражение на лицах, приходила смотреть нашу елочку. После чего была вынесена резолюция что елка опасности для соседей не представляет. Зина пригрозила судом.
В разгаре осень, на носу зима. Интересно, как перезимует Зина в этом году? И зачем вообще нужна такая жизнь?
А что вы об этом думаете?
Хотите узнать, как дожить до ста с лишним лет - подписывайтесь на канал "Доживем до 60+"