Имя Героя Социалистического Труда академика А. А. Микулина по праву стоит рядом с прославленными именами А. Н. Туполева, С. В. Ильюшина, С. А. Лавочкина, А. И. Микояна и других виднейших наших авиаконструкторов. В конце 20-х годов, когда авиация в молодой республике Советов переживала время небывалого подъема, особенно остро ощущалась потребность в своем мощном авиадвигателе. Таким двигателем и стал знаменитый АМ-34, созданный под руководством совсем еще молодого конструктора Александра Микулина. В октябре 1931 г. были успешно завершены его государственные испытания, выделен завод с испытательной базой и конструкторским бюро, который и возглавил автор нового мотора. Через несколько лет, установленные на самолетах Туполева, эти двигатели прославили советскую авиацию легендарными перелетами Валерия Чкалова и Михаила Громова через Северный полюс в Америку.
АМ-34, по существу, стал родоначальником целой „моторной династии”. Один из его „потомков” - АМ-35А, построенный в 1939 г., был установлен на первых МиГах, что позволило резко увеличить скорость этого истребителя. Другим, АМ-38, были оснащены наши боевые самолеты в годы Великой Отечественной войны.
В первые послевоенные годы коллектив, которым руководил Александр Александрович, перешел к конструированию принципиально новых авиационных двигателей. „За эрой аэропланов винтовых должна следовать эра аэропланов реактивных...” - писал К. Э. Циолковский. Предсказание его сбылось: в конце 40-х годов эта эра наступила. И основным турбореактивным самолетным двигателем стал АМ-3 конструкции А. А. Микулина. Заслышав в небе шум летящего самолета, люди поднимают голову и прослеживают путь маленькой серебристой „птички”. Далеко не все знают, как много вложено в эту сложную машину труда, разума, воли замечательного ученого и конструктора Александра Александровича Микулина.