- Наверняка многие из вас видели такую ситуацию фильмах и ,наверное, не по одному разу. Представьте: что-то происходит с самолётом или космическим кораблем. И контроль над судном потерян, но перед тем как оно приземлится на необитаемый остров, далёкую планету или любое другое не гостеприимное место, где пассажирам предстоит борьба за жизнь, пилоты кричит по радиосвязи: "mayday! mayday!" Так вот, мне интересно что за mayday такой, это ситуация что всегда происходит 1 мая? Вам мне кажется это странным? Может быть существует какой-то заговор о котором мы ничего не знаем? На самом деле mayday это лишь одно из условных обозначений которые произносят пилоты, но что же оно означает? Что именно они хотят сказать когда кричат в микрофон mayday или другие кодовые слова. Основываясь на том, как этот код использует фильмах мы можем предположить что пилоты произносят mayday в любой экстренной ситуации. С другой стороны кажется что этот сигнал нужно сказать только если самолёт вот-вот упадет. Но ни одно из этих предположений до конца неверно. Хотя, в принципе, мы с вами на правильном пути.
- Как бы то ни было mayday и другие сигналы это служебные слова. Их используют чтобы быстро передать по радио необходимую информацию в случае бедствия на высоте 9000 метров. Конкретно сигнал mayday используйте если жизни людей находятся в опасности. Mayday это звуковой аналог сигнала SOS и это самый срочный сигнал бедствия. Его использует корабли и самолеты только в экстренных и угрожающих жизни ситуациях. Если у самолёта сломается двигатель или на борту начнется пожар, экипаж и диспетчеры предпочтут разобраться с этой проблемой незамедлительно. К другим ситуациям где используется сигнал mayday относятся срочная необходимость в оказании медицинской помощи, повреждения фюзеляжа, разгерметизация кабины и критические нарушения в электронной системе воздушного судна. В принципе сюда входят любые ситуации которые требуют немедленной посадки и подключения спасательных служб: таких как скорая помощь и пожарные команды. И когда такая ситуация наступает пилот или капитан говорят по радио mayday не один раз и не два, а ровно три раза после чего сообщает всю дополнительную информацию. Это повторение необходимо чтобы сигнал был услышан наверняка. Кроме того это помогает отличить действительный сигнал бедствия от разговора где упоминается слово mayday.
- В некоторых случаях пилоты могут просто сказать: "требуется спасение". У этой фразы тот же смысл что и у сигнала mayday, но международная организация гражданской авиации не рекомендует её использовать ИКАО утверждает что люди склонны реагировать медленнее, если не слышат слово mayday. По этой причине организации рекомендуют пилотом придерживаться утвержденных служебных слов. За сигналом следует сообщение содержащая всю информацию, которая может понадобиться наземным службам. Формат сообщения зависит от того, кто требует спасения: корабль или самолёт. Но сигнал mayday с самолёты будет звучать примерно так: "mayday, mayday, mayday, рейс номер такой-то, у нас закончились все виды мороженого и пирожного, пассажиры громко жалуются". Конечно нехватка угощений на борту это не повод для сигнала бедствия, но теперь вы знаете базовый формат сообщения, не знаю зачем вам это понадобится, но теперь вы это знаете.Кстати если у вас вдруг есть лицензия пилота и вы думаете что шутка с угощениями довольно забавная, лучше не произносить ее на радиочастотах сигнала бедствия: это серьезное дело, поэтому управление гражданской авиации могут вас сурово наказать, за неправомочно использование этого позывного. Вас ждет большой штраф и преследования по закону, и вот тогда вас действительно настигнет бедствие.
- А как насчёт проблем, которые достаточно срочные, но не экстренные. Чуть ниже по важности от mayday идёт сигнал pan-pan или xxx по азбуке морзе. Этот сигнал сообщает об аварийной поломки на судне, но жизням пассажиров ничего не угрожает. Для самолета эта разница между пожаром на борту и протечкой топлива. Обе ситуации требуют немедленного вмешательства, но только одна представляет угрозы для жизни пассажиров и экипажа. Обычно это означает что воздушное судно может продолжать полет, однако, это небезопасно. В качестве примера приведу рейс 303 компании Syprus Airways который совершал полет 12 октября 2018 года airbus 319 летел над Грецией, когда пилоты заметили трещину на ветровом стекле. А это вовсе не мелочь, ведь разница давления внутри самолёта и снаружи огромна. Не желая усугублять проблему пилоты снизились до высоты 7000 метров, потом совершили посадку в аэропорту Афин. Эту ситуацию нельзя назвать экстренный, но она могла таковой стать если бы экипаж и наземные службы во время не отреагировали.
- Так же сигнал pan-panиспользуется если на борту пассажиры или члены экипажа наблюдается приступ серьезного заболевания, но капитан не считает что ситуацию экстренной. В этом случае пилотов соединят с врачом который даст все необходимые рекомендации экипажу. Если же врач решит что заболевание требует немедленного медицинского вмешательства уровень сигнала повысят mayday и самолёт совершит экстренную посадку в ближайшем аэропорту.
Британские пилоты как ты использовали сигнал "pan-pan medico" чтобы как раз сообщить о необходимости срочной медицинской помощи, но этот сигнал так и не стал официальным. - Сигнал pan-pan так же как и mayday произносят три раза перед тем как описать суть проблемы и предвосхищая ваш вопрос отвечая на него. Нет только если пассажиры не начали вооруженное восстание нехватка угощений не заслуживает сигнал pan-pan.
Другие сигналы включают в себя также такие слова как "sécurité" для передачи навигационной информации. И "seelonce mayday" задача которого очистить определенную радио частоту для экстренной коммуникации. - В этот момент вам наверное уже стало интересно откуда взялись такие слова. Вы также наверняка заметили что слова похожи на французские, если так то вы на полпути к правильному ответу. Термин "mayday" был придуман в 1921 году старшим радистом одного из лондонских аэропортов Фредериком Стенли Мокфордом. Он часто слышал как французские пилоты во время бедствия произносили "m'aider" по французски это означает "помогите мне", но по звучанию похоже на mayday. Могфорд предложил использовать "Mayday" потому что его легко произносить, плюс его трудно перепутать с каким-то другим словом. Кроме того это звучит намного круче чем просто "помогите мне" прости Франция или Англия честно говоря я так и не понял какой стране принадлежит авторство сигнала.
Как бы то ни было "pan-pan" происходит от французского слова "panne" что означает "поломка", sécurité по французски означает "безопасность", а "seelonce" - "тишина". - Вот собственно и все что вам нужно знать о mayday и других сигналов бедствия, но существуют и другие слова которые используются в радиосвязи на ежедневной основе. Это такие слова как принято, принял-выполняю, прием и конец связи. Многие обычные люди знают эти слова и зачастую раздражают пилотов используя их неправильно. Прием означает что вы закончили свою речь и ждёте ответа, в то время как конец связи означает что ответ не нужен. Если вы скажете настоящему пилоту или диспетчеру наземной службы прием и конец связи, профессионалы тут же поймут что вы толком ничего не понимаете в радиосвязи. Ещё два стандартных ответа которые люди часто путают это принято и принял-выполняю, по крайней мере они не полностью противоречат друг другу. Принято означает что вы поняли предыдущее сообщение, в принципе это аналог слова "да", в случае если вы получаете какие-то указания, но это не значит что вы будете их выполнять, а вот ответ принял выполняю как раз подтверждает что вы собираетесь выполнить приказ, но я немного отвлекся.
Другие распространенные служебные слова включают в себя: вызываю, повторите и поправка, но их я думаю объяснять не нужно. Такие слова помогают быстро передать необходимую информацию по радио.