Найти в Дзене
Puerrtto

Какое гражданство иметь престижно, а на какое всем наплевать?

Вчера мы говорили про российскую журналистку, арестованную в Иране по подозрению в шпионаже в пользу Израиля. Есть хорошие новости. После того, как все СМИ России, Европы и Америки подняли шум по поводу произошедшего, после того как МИД России выступил с нотой и требованиями к Ирану объясниться - власти Ирана заявили, что скоро журналистку отпустят. Посол Ирана в России, господин Мехди Санаи уклончиво ответил: "Мы просто хотели с ней поговорить кое о чем...". По мнению посла, тайная тюрьма госбезопасности Ирана и одиночная камера с бетонным полом без кровати - это идеальное место дружеской для беседы с женщиной. Из этого понятно, что никакая она не шпионка и никак с Израилем не связана - иначе бы так просто её вопрос не решился. Уважаемый посол Ирана слегка подзабыл, что его собственный народ встал на борьбу с жестокостью и тиранией Шаха Пахлеви в 1979 году и освободил узников страшной тюрьмы "Эрбат" в центре Тегерана: журналистов, общественных деятелей, обычных граждан. В эту тюрьму служба госбезопасности "SAVAK" бросала любого, кто вызывал малейшие подозрения в нелояльности шахскому режиму. Судя по ситуации с журналисткой Юлией Юзик, сегодня ничего не поменялось: Шаха Пахлеви давно свергнули, но методы работы остались такие же. Беспредел и наплевательство на права человека, неважно, своего гражданина или иностранца.

Но это я упомянул к слову. Сегодня мы поговорим немного о другом.

КАК УЗНАТЬ, СТОИТ ЛИ ГОРДИТЬСЯ ВАШИМ ГРАЖДАНСТВОМ?

Ценность паспорта познается в ситуации, когда вам нужна помощь государства. Вы живете в своей стране, платите налоги, растите детей, служите в армии. Вы называете эту страну пафосным словом "Родина" и будучи за границей, вы гордо отвечаете, что вы гражданин такой-то страны.

Но потом случается беда. Находясь за границей вы оказываетесь в неприятной ситуации, часто даже не по собственной вине. Например как я в случае с арестом в Белоруссии из-за преступного сговора двух диктаторов Лукашенко и Алиева за посещение Нагорного Карабаха в качестве туриста много лет назад. Или как эта несчастная Юлия Юзик (Yulia Yuzik) в Иране.

-2

В том же Иране тема Израиля всегда хорошо работает. Хочешь отобрать чей-то бизнес - достаточно обвинить человека в работе на израильскую разведку, забрать его в тюрьму и там прикончить. Точно также это работает во всех диктатурах: Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Белоруссия, какой-нибудь Ирак или Алжир. Просто где-то обвиняют в работе на Израиль, а где-то подбрасывают наркотики.

ПРИМЕР С МОИМ АРЕСТОМ В БЕЛОРУССИИ ПО ЗАПРОСУ АЗЕРБАЙДЖАНА

Мой арест в Белоруссии вне всяких сомнений стал уникальным в контексте самоуважения россиян как граждан и нации. Знаете почему? Это был первый в истории пост-советской России случай, когда высшее руководство страны в лице министра иностранных дел, господина Лаврова делало неоднократные заявления осуждающие незаконный арест их гражданина. Более того, власти России назвали мой арест и последующую выдачу Азербайджану глубоко политизированным и недружественным шагом со стороны союзной Белоруссии и в целом дружественного Азербайджана. Но не только заявления: МИД России делал для моего освобождения гораздо больше, чем обычно делается по регламенту. И регулярные посещения в бакинской и минской тюрьмах, и оказание дипломатического давления на заинтересованные стороны и привлечение внимание к создавшейся ситуации в федеральных СМИ и работа с моими близкими и родственниками.

-3

Но надо сказать, что власти России встали на мою защиту не сразу. Первый контакт моих родных с посольством России в Белоруссии имел место на следующий день после ареста в Минске и ответ консульских работников был примерно такой "Нас это не касается". Меня даже никто из посольских не навещал в тюрьме в первый месяц. Насколько всем было глубоко наплевать на мою судьбу. Перелом произошел 17 января 2017 года, когда Лукашенко на пресс-конференции заявил, что Лапшина следует выдать Азербайджану. Это был удар по интересам России. Высшее руководство России даже представить себе не могло, что союзная Белоруссия грубо нарушит договор о Союзном государстве и начнет шантажировать президента Путина тем, что если Россия не пойдет на снижение цен на газ, то они выдадут Лапшина Азербайджану. Наглый и неприкрытый шантаж, откровенно грязная сделка Лкашенко с Алиевым, бьющая по статусу России и имиджу персонально президента Владимира Путина. А почему это стало возможным? Потому, что вначале не оценили возможные последствия инцидента и отпустили ситуацию на самотёк. Молчание привело к тому, что два мелких и амбициозных диктатора решили, что Россия отстаивать свои интересы неспособна.

С тех пор прошло два года. Слава богу я давно на свободе, а преступный режим Баку привлечен к ответственности в Европейском суде в Страсбурге. Но определенные выводы из того первоначального молчания со стороны руководства России были сделаны целом рядом государств. И многие решили, что об Россию можно и нужно вытирать ноги. И вскоре плюнуть в сторону России решили грузинские власти.

В 2018 во ремя семейного отдыха в Батуми вдруг арестовали россиянина Олега Тищенко по запросу США. Обвинение было откровенно абсурдным. Он в интернете, в открытом доступе собирал информацию о симуляторах для обучения летчиков истребителей F-16. Он программист и создатель копьютерных программ. Грузинские власти держали Тищенко почти год в тбилисской тюрьме, прежде чем отправили в США. Надо сказать, что американский суд вообще не принял "шпионские" обвинения в адрес программиста и признал его виновным лишь в нарушении авторских прав на разработки. Через несколько месяцев проведенных в США, его отправили назад в Россию. На этом вся шпионская история "лопнула". В итоге самыми мерзкими в этой ситуации оказались власти Грузии, которые зачем-то держали россиянина год в тюрьме, поскольку не могли согласовать с властями США технические вопросы по его экстрадиции для дальнейшего суда. Позже отдельные чиновники в Грузии заявят, что их с этим "никому не нужным" Тищенко просто подставили. Якобы, американцы вначале активно добивались его ареста и экстрадиции, а потом видимо пришли к выводу что особого криминала там нет и умыли руки. А человек уже давно находился под арестом в Тбилиси и именно Грузия фактически стала ответственной за его арест и дальнейшую судьбу. Здесь бы вмешаться властям Российской Федерации (тем более, что сами США потеряли интерес к этому делу) и добиться освобождения Тищенко. Но нет, опять сработало старое "Нас это не касается". И человека промурыжили в Грузии год по тюрьмам и отправили в США, откуда вернули назад в Россию, поскольку он и вправду им не нужен. Опять, как и в случае с Лапшиным, ситуация ударила по интересам и имиджу России в целом.

И вот в 2019 в Тегеране схвачена российская журналистка Юлия Юзик и на пустом месте брошена в тюрьму в ужасающие условия и по абсолютно бессмысленным обвинениям. Почему бы и нет? России же наплевать на своих граждан - так полагали иранские власти. Но оказалось, что необходимые выводы из ситуации с блогером Лапшиным и программистом Тищенко были сделаны на этот раз. Руководство осознало, что подобные ситуации необходимо пресекать на корню. И дело не только в личности арестованного россиянина, а в большей степени в интересах и имидже государства в целом. И за считанные дни МИД России в самой жесткой форме потребовал у Ирана освободить журналистку. И Иран естественно прогнулся и пообещал ее выпустить.

КАКИЕ ГРАЖДАНСТВА СТОЯТ МЕНЬШЕ, ЧЕМ БУМАГА НА КОТОРОЙ ОНИ НАПЕЧАТАНЫ?

Не дай бог вам попасть в беду за границей в качестве гражданина какой-нибудь пост-советской страны, например Украины, или какой-нибудь Грузии или Молдавии. Там не только глубоко наплевать на вас, как гражданина. Там не существует никакого дипломатического самоуважения и глобальных интересов государства в целом. За вас никто не вступится и вы сгниёте в тюрьме в далёкой стране, не дай бог попадете в неприятную ситуацию. Еще опаснее тот факт, что весь мир знает, что граждане таких-то стране не защищены никак. Вот если вы американец, британец или даже теперь уже россиянин (после инцидентов с Лапшиным и Юлией Юзик) то с вами связываться не стоит. Но если, не дай бог, житель Киева или Одессы - плохи ваши дела. Когда я читаю про путешествия моих друзей Konstiantyn Symonenko, Konstantin Liorek, Вадим Войтик, Максим Беспалов (Maksym Bespalov), Alyona Chuzhakova, Viktor Kaminsky то на душе неспокойно. Да, какие-то новые страны становятся безвизовыми для украинцев. Но я то знаю из личного опыта, как Украина "заботится" о собственных гражданах, попавших в беду за границей. А конкретно в случае с моим арестом в Минске, МИД Украины в лице их посольства в Белоруссии вообще ничего не хотели делать. Они даже говорить с моей семьей и адвокатами отказались. Сразу заявили, что якобы я не гражданин Украины, а затем когда начался шум, то пришлось признать, что таки гражданин.

-4

Но заниматься этим вопросом все равно не захотели. Не потому, что у них что-то личное к Лапшину (они меня даже не знали), а просто прямым текстом генконсул Украины в Минске ответил "Нам по-вашему делать нечего, кроме как заниматься Лапшиным? У нас сотни украинцев по тюрьмам в мире, он не единственный". Потом, когда требовалась бумага из посольства Украины о принадлежности к гражданству этой страны, то взяв деньги за оформление данного документа, они по сей день, 2 года спустя, так и не предоставили оплаченную услугу. Мне это уже и не требуется, но сам факт. Излишне говорить, что за два месяца пребывания в белорусской тюрьме меня так ни разу и не навестили украинские дипломаты, в то время как израильские и российские приходили ко мне многократно. Под занавес всей этой истории Украина позволила вывезти своего гражданина (меня) президентским самолетом Ильхама Алиева, летевшим над украинской территорией -

-5

Вы можете сказать, что отдельный пример не показателен. Тогда напомню вам инцидент с украинским гражданином Эдуардом Чикошом, который уже 7 лет находится в египетской тюрьме. Знаете, за что? За попытку госпереворота и захвата власти в Египте. Это не опечатка, украинского туриста и гида в 2011 году арестовали в Хургаде во время краткого правления исламистов во главе с Мухаммедом Мурси. Украинец занимался в Хургаде небольшим бизнесом по обслуживанию украинских туристов, подрабатывал гидом, получал скромную комиссию за свои услуги. Потом случайно перешел дорогу какому-то генералу от исламистов и тот моментально упрятал украинца за решетку. Продажный суд признал его виновным в попытке захвата власти в Египте и приговорили к пожизненному заключению. Вам уже смешно? Украинец, туристический гид якобы хотел стать президентом Египта. На самом деле у него просто забрали бизнес, а поскольку он возмущался, то решили сгнобить в тюрьме. Сегодня уже нет никаких исламистов (они свергнуты в 2012 году и сами предстали перед судом), в Египте правит достаточно адекватный президент Аль-Сиси. Но украинец Эдуард Чикош остается в тюрьме. Не потому, что его считают претендентом на кресло президента Египта, а потому, что про него все забыли. И в первую очередь забыла родная Украина. Несчастный гниёт в каирской тюрьме семь лет, но им не занимается ни посольство Украины в Египте, ни МИД Украины. Иногда ему удается передать на свободу письма. Его семья и друзья обивают пороги всех возможных украински инстанций, но никто не хочет этим заниматься.

-6

А вспомнить Михаила Саакашвили. Ему дали гражданство Украины и назначили губернатором Одесской области. Затем забрали гражданство Украины и объявили персоной нон-грата на Украине. Потом опять дали назад гражданство Украины. Я бы на месте Саакашвили периодически проверял, не лишили ли его гражданства в очередной раз. Но даже если и опять лишили - не беда, дадут снова, дать на лапу кому нужно и решится вопрос. Смешно и печально, за Украину обидно. Моя семья связана с Украиной многими столетиями проживания и могилам моих прадедов во Львове на Лычаковском кладбище более 200 лет.

Представить такие игры с гражданством в США попросту невозможно, там гражданство это высшая форма доверия к человеку и государство относится к этому очень серьезно. Они крайне тщательно проверяют каждого претендента на гражданство США и если ты уже им стал, то это дорогого стоит.

Это к вопросу о том, какой паспорт достоин уважения и какой нет.