Если Вам понравилась статья и Вам интересна данная тема, то ждем Ваш лайк и Ваши комментарии, а также подписку на канал. :)
Умеренность в пище являлась идеалом для культуры античной Греции и Рима. Требовалось насыщаться пищей с удовольствием, но никак не жадно, следовало предлагать пищу с усердием, но без какого-либо хвастовства. Подобная модель потребления пищи являлась в литературе наилучшей, образцовой.
Его пиры никогда не были ни роскошными, ни чересчур скромными, но отличались изысканным вкусом.
Каждое блюдо подавалось в разумных количествах.
Пиры римского императора Александра Севера в представлении его биографа.
Тем не менее, следует отметить, что подобные пиры являлись единичными. В большинстве своем римляне предпочитали объедаться или же наоборот предпочитать скупость в потреблении пищи. Например, некий Тримальхион прославился как раз-таки тем, что его пиры отличались обжорством и расточительностью.
Умеренность в еде является самым важным пунктом в воспитании как мужчин, так и женщин.
Ксенофонт.
Однако стоит отметить, что сама культура потребления пищи в Риме видела высшую ценность именно в равновесии, а иная форма воспринималась крайне негативно. Избыток потребления или избыток скупости потребления пищи вызывал презрение и насмешки.
Эсхин и Филократ превозносили Филиппа, вспоминая, как прекрасно он говорит, как хорошо собою, и даже.... как много может выпить в кругу друзей. Демосфен язвительно шутил, что, дескать, первое из этих качеств похвально для софиста, второе - для женщины, третье - для губки, но для царя - никакое.
"Сравнительное жизнеописание. Демосфен". Плутарх.
Так обстояло отношение к обжорству и постам в римской культуре. Что же касается германской или же кельтской культур, то здесь "великий едок" является положительным персонажем в обществе. Животное превосходство над подобными себе у "едока" выражается в том, что он много ест и много пьет. Идеал умеренности не приветствуется у властителей новой Европы. В особенности умеренность не понимается там. где образ отважного воина является образом человека, который поглощает много пищи и воды (например. подобный герой описывается в германских мифах или же рыцарских поэмах).
Есть у меня искусство, которое я не берусь показать: никто здесь не съест своей доли скорее меня.
Бог Локи в "Младшей Эдде", исландской саге.
Также. например. Карл Великий замечает, что на трапезе один из людей объедает и разгрызает огромное множество костей, высасывая из них мозг. По признанию правителя данный персонаж является "храбрейшим воином". Этим персонажем был Альдегиз, сын короля лангобардов.
Варвары считают тебя мужчиной, только если ты способен сожрать гору.
Аристофан.
Подобные ценности можно обнаружить и у франкской аристократии. Биограф Оддона, аббата монастыря Клюни, полагает, что неумеренная скупость в потреблении пищи, присущая аббату с детства, противоречит "природе франков". Также можно вспомнить 888 г., когда Каролингская династия была пресечена. В это время епископ Меца приглашает к себе знатного гостя из Италии - Гвидо, а также графа Сполето, который, к слову. являлся претендентом на престол. Епископ организует для них пир, на котором "множество еды, согласно обычаю франков". Однако Гвидо привык умеренности в пище. Именно благодаря данному обстоятельству. по заверениям автора X века Лиутпранда из Кремоны, он не смог восседать на французском престоле. Избиратели попросту решили, что здоровый аппетит является необходимым требованием, указывающим на здоровье и благополучие короля. Также Лиутпранд из Кремоны утверждает. что византийский император является человеком презренным (о Никифоре Фока), поскольку он любит зелень и совершенно не употребляет вина. В то же время автор просто боготворил Оттона Великого, который "никогда не скареден и презирает низменные кушанья".
Что касается церкви, то здесь также можно заметить противоборство между "римским" и "варварским" миром. средиземноморскими и центральными странами относительно культуры потребления пищи. Церковь севера Европы указывает на особую чувствительность относительно потребления пищи. обилия и обжорства. У неё имелись предписания. которые касались питания клириков, в которых находились такие нормы, которые римская курия считает циклопическими. В мае 1059 года Латеранский синод признает данный рацион как "подобает обжорству циклопов. ане христианской умеренности".
Подписаться на канал Вы можете здесь.
"Chekharda" рекомендует:
1. Как проходила трапеза в гареме?
2. Облик нищего царской России. "Бедность - не порок"?
3. Чем занимались евнухи в гареме?