Найти тему
History of Rome

10 фактов, которые вы должны знать о древних кельтах и жестоких кельтских воинах.

Оглавление

Приблизительно в 5 веке до нашей эры, греки считали кельтов одним из четырех великих «варварских» племён; с их независимой жизнью, простирающимися от Иберийского полуострова до границ верхнего Дуная. С культурной точки зрения, эти кельтские группы представляли собой противоположность, так называемым средиземноморским идеалам, с их отличительным подходом к религии и войне.

1) Вожди, дворяне и "магистраты"

Вожди, дворяне и "магистраты"
Вожди, дворяне и "магистраты"

Как и большинство племен древнего времени, базовая структура кельтского общества состояла из семей и кланов, которые базировались в пределах своих конкретных территориальных границ. Эти коллективные группы управлялись королями или верховными вождями, причем власть иногда разделялась двойными властями. Со временем, к 1-му веку до нашей эры, некоторые кельты, особенно в Галлии, управлялись избранными «магистратами» (подобно римским консулам) - хотя эти подставные лица обладали только номинальной властью. Реальное принятие решений поддерживалось собранием свободных людей, в то время как приказы (такие как набеги и завоевания) все еще выдвигались еще меньшей группой дворян, среди которых были выбраны короли и вожди.

Это подводит нас к основной иерархии древних кельтов, где дворяне явно составляли меньшинство элиты. За ними шли свободные люди общества, которые часто формировались в отряды у своих вождей. Но большинство простых кельтских людей были «несвободного» происхождения, которых Юлий Цезарь сравнивал с рабами. Скорее всего это было непонимание их иерархии, поскольку кельты на самом деле не зависели от рабов в функционировании своих социальных и экономических дел, в отличие от своих средиземноморских соседей. Однако кельты (особенно элиты) фактически зависели от торговли рабами (которых они захватывали в рейдах), и этих захваченных мужчин и женщин часто обменивали на предметы роскоши из Рима и далекой Греции.

2) Кельты: «люди искусства»

Кельты были Людьми Искусства
Кельты были Людьми Искусства

Интересно, что несмотря на свое (часто вводящую в заблуждение) «варварское» клеймо, кельтское общество высоко ценило так называемых «людей искусства». На самом деле, в древней Ирландии друиды назывались «людьми искусства» и пользовались особыми привилегиями правящего класса. Точно так же барды, ремесленники, кузнецы и металлурги часто являлись людьми искусства, учитывая их вклад в создание песен для повышения морального духа, показных украшений и, что наиболее важно, массового оружия - «предметов», которые имели высокую ценность в кельтском обществе.

Фактически, категоризация «людей искусства» была настолько важна, что дворяне часто наделяли себя подобными названиями. Они были покровителями различных типов мастеров, которые, в свою очередь, отвечали за предоставление специальной одежды и снаряжения для выбранных ими лордов и лидеров. По сути дела, процветание и поощрение искусства, было неотъемлемой частью кельтского общества, статус которого использовался как для подпитки, так и для связи с «людьми искусства».

3) Сфера клиентуры

-4

Мы кратко упомянули, как кельтское общество может быть в основном разделено на три группы - богатые дворяне, сторонники свободных людей и большинство простых людей (которые жили по лучшим стандартам, чем средиземноморские рабы). Интересно, что вся социальная сфера была структурирована таким образом, чтобы эти три группы могли быть связаны друг с другом, а система была основана на клиентуре(торговле). Проще говоря, как и в более поздние феодальные времена, амбиции клиентов означали, что более низкая рейтинговая группа обещала преданность своим политическим руководителям в обмен на безопасность (как простые люди) и занятость (как свободные люди). С другой стороны, количество дворян (или клиентов) отражало его положение в обществе; с большим числом последователей, очевидно, отражающих больший престиж и власть элиты. Следует также отметить, что многие дворяне зависели от свободных людей для поддержки во время войны и конфронтации.

Теперь, когда эта взаимосвязанная система была основана на практичности, она была подкреплена обетами лояльности, которые не были восприняты легкомысленно - и, таким образом, имели серьезные последствия для тех, кто порвал установленные связи. Кроме того, учитывая важность семейных связей в кельтском обществе, система клиентов иногда подкреплялась обменом заложниками и воспитанием детей. А в безвыходных ситуациях клиентура даже распространялась на целые племена, как это было во время Галльской кампании Цезаря, когда Эдуи призывали своих союзников к битве.

4) Кельтская война и наемники

Кельты в Египте
Кельты в Египте

Как можно понять из более ранних записей, один из внутренних параметров древнего кельтского общества был основан на взаимном понимании безопасности, которая, в свою очередь, наделяла дворян силой «обеспечения» безопасности. А уровень безопасности нужно было поддерживать регулярно, поскольку кельты часто участвовали в «агрессивных» действиях, от воровства скота, кражи рабов и торговли, до клановой кровной мести и военных действий. Фактически, эта группа так называемых конфликтов, подготавливала молодых кельтских воинов к реальной войне, причем не только психологически (поскольку смелость не рассматривалась как добродетель, но скорее рассматривалась как ожидаемое поведение), но и тактически, как оттачивание обращения с оружием и что самое важное, демонстрация боевой репутации воина.

Один из способов получить такую репутацию - присоединиться к группам наемников, которые действовали во многих географических точках, разбросанных по древней Европе и Средиземноморью. Соответствующий пример, это кельтские воины, нанятые великим Ганнибалом. Среди кельтского контингента карфагенского генерала, тяжелые всадники особенно высоко ценились из-за их эффективности в ближнем бою и элитном статусе (часто во главе с дворянами). Кельты также доказали свою ценность в качестве наемников в армиях Сиракуз и даже в королевствах Александра, с одним интригующим примером того, как они действовали в качестве элитных пехотинцев в войсках Птолемеев Египта (на фото выше).

Многие из этих групп наемников действовали как псевдобратства, а их армейские законы братства отличались от «обычных» солдат многочисленных кланов и племен. Полибий отметил, что кельтские наемники, прибывшие с севера, чтобы помочь своим братьям из Цизальпийской Галлии в битве при Теламоне (против римлян), назывались гастатами или просто «копьеносцами». Тем не менее, сам термин, возможно, произошел от кельтского слова geissi, которое примерно переводится как узы или священные правила поведения.

5) Богатство и престиж среди Кельтов

Богатый Кельт
Богатый Кельт

Иерархия древнего кельтского общества была частично вдохновлена престижем лидера или вождя. А этот престиж, в свою очередь, определялся богатством, которое он приобрел благодаря многочисленным усилиям - от набегов, и даже торговли. По сути, военачальники понимали, что чем больше у них богатства, тем больше у них шансов сохранить своих клиентов и, таким образом, получить власть. Один из побочных эффектов этой простой экономической системы был упомянут в более ранней записи, где отдельные группы кельтских воинов стали наемниками, собирая богатство и добычу из далеких земель Греции, Египта и даже Рима; тем самым повышая свой престиж на родных землях.

Еще один интересный пример относится к торговле рабами. Хотя собирать рабов было относительно легко для кельтских военных группировок, учитывая слабую структуру многих периферийных деревень и заселенных земель (по сравнению с их средиземноморскими коллегами), эти рабы часто не были внедрены в кельтское общество. Вместо этого они были обменены на предметы роскоши, такие как вино и золотые монеты. В то время как для средиземноморского торговца сделка считалась «слишком простой» - поскольку рабы зачастую были более прибыльными, чем просто товары первой необходимости, торговля была практичной для кельтского полководца. Это потому, что приобретение вин (и предметов роскоши) и их распределение среди его владельцев фактически укрепило бы его положение в структуре

6) Пир и рейды в кельтском обществе

Кельты затеивали драки во время пиров
Кельты затеивали драки во время пиров

Как и их германские соседи, древние кельты придавали особое значение масштабам пиров. Эти общественные собрания, проходившие под покровительством знати, пошли по ритуальному пути, с различными церемониальными особенностями и кодексами гостеприимства. В то же время сами участники часто становились пьяными и дикими, и их фурор сопровождался песнями бардов и даже пародиями, которые восхваляли или делали саркастические замечания об их происхождении и смелости.

Но помимо пьянства и веселья, такие праздники также отражали социальное положение покровителей и гостей, с расстановкой сидений, отражающей их статус в сообществе (во многом как более поздние англосаксы). Кроме того, даже мясные отрубы отражали рост и выдающуюся роль гостя, а отборные кусочки отдавались любимым воинам. Такие выходки оспаривались другими воинами, что приводило к спорам и даже дракам среди гостей.

Кроме того, праздники также служили практической цели военного планирования, потому что такие общественные собрания привлекли многих из известных элит и влиятельных структур. Поэтому, выпивая и пируя, любой кельтский воин мог похвастаться своим запланированным рейдом для разграбления и сбора добычи - и он мог попросить других последователей присоединиться к нему. Сфера снова вернулась к престижности; у военачальников с более высоким социальным статусом было больше клиентов, чтобы поддержать его в стремлении собрать еще больше богатств - таким образом, ссылаясь на циклическую экономику, основанную на войне.

7) Друиды и Потусторонний мир

Изображение Кельтского Друида
Изображение Кельтского Друида

До сих пор мы говорили о социальных аспектах древних кельтов. Тем не менее, большая часть кельтской культуры была основана на духовном и сверхъестественном размахе. На самом деле, кельтские воины имели тенденцию связывать сверхъестественные свойства со многими природными факторами, включая болота, реки, озера, горы и даже деревья. Духовный охват и его характеристики также распространяются на некоторых животных и птиц, таких как лошади, кабаны, собаки и вороны. С этой целью многие из кельтов считали, что материальное царство человека сосуществует с Потусторонним миром, где обитали боги и мертвые. Временами граница между этими двумя сферами считалась «истонченной», и поэтому лишь немногие из человеческих жертвоприношений, были для того, что сделать участника посланником в этот фантастический Потусторонний мир.

Известность друидов появилась из их предполагаемой способности «связывать» и общаться с Потусторонним миром. Само их название происходит от - родственного для дубов; со священной рощи дубов, известной как друнеметон (drunemeton)(в галатии), используемой для важных ритуалов и церемоний. В связи с этим, хотя друиды были более популярны в древней Галлии и Британии, мужчины с высоким социальным статусом, которые выступали в качестве хранителей племенных традиций, были довольно распространены в кельтском мире (даже в далекой Галатии в Малой Азии).

8) Ношение и использование оружия у кельтов

Вооружение от меча до пращи
Вооружение от меча до пращи

Все свободные люди древнего кельтского общества имели право (а иногда и обязанность) носить оружие, в отличие от «несвободного» большинства. Оружие, которое они несли, было относительно простым, так как сочетание копий и щитов было нормой. Дворяне, однако, имели тенденцию демонстрировать свои мечи как инструменты престижа, но также имели шлемы и кольчуги в своей боевой защите. Интересно, что кроме меча, копье также рассматривалось как уважаемое (и практическое) оружие воина. Греческий автор Страбон описал, как древние кельтские воины часто носили два типа копья - большое для тяжелого удара; и меньшее, гибкое, для метания и (иногда) использования в ближнем бою.

Учитывая все разговоры об оружии, мы должны понимать, что война была неотъемлемой частью кельтского общества. Таким образом, в то время как популярные представления отвергают их как «варваров», которые предпочитают массово и хаотично атаковать своих врагов, по истории всё гораздо сложнее. Фактически, сам Полибий упомянул, что кельты не были просто «колонной толпы». Вместо этого они, вероятно, на поле боя они вели дисциплинарную битву. И почти отражая их общественные масштабы, формирования армии были вдохновлены иерархией. Например, отобранные и благородные кельтские воины, хвастающиеся своей репутацией и мужеством, были расположены на линии фронта в окружении групп других солдат (чья мораль повышалась за счет этих великих воинов). Эти «супергруппы» с племенными объединениями носили свои собственные штандарты, часто изобилующие религиозной символикой (например, божествами-хранителями). И на практическом уровне, эти штандарты также использовались для сплочения фронтовых кельтских воинов на поле битвы.

9) Контраст богатой одежды и ритуальной наготы кельтов

-10

Павсаний говорил о Галатах (Galatae) , как они предпочитали носить вышитые туники и бриджи с насыщенными цветами, часто в сопровождении плащей, полосатых с различными оттенками. Археологические свидетельства кельтских могил и могил также подтверждают это, поскольку фрагменты шерстяной и льняной одежды часто демонстрируют разные оттенки. Дворяне дополняли свои модные стили с богатством, в том числе с использованием золотых нитей и шелка. Кроме того, богатые кельты (как мужчины, так и женщины) также обладали склонностью носить ювелирные украшения, такие как браслеты, кольца, ожерелья, факелы и даже целые корсеты из золота.

С другой стороны, у Полибия было сказано и о жестоких кельтах, примерно во 2 веке до н.э.

Римляне ... были напуганы порядком кельтского воинства и ужасным грохотом, потому что было бесчисленное количество раздувающих рога и трубачей, и ... вся армия выкрикивала боевой клич... Очень страшно было их появление, и жесты обнаженных воинов впереди, все в расцвете сил и и мощные на вид, были и богато украшенные золотыми украшениями и браслетами.

Поэтому немногие кельтские, будучи наряженные в украшения, охотно бросались на поле битвы, будучи обнаженными. Теперь, при более внимательном рассмотрении древних историй, можно заметить, что эти «голые воины» в основном принадлежали к наемным группам. Проще говоря, некоторые из воинов в таких группах, связанных кодексами и ритуалами, посвятили себя боевым занятиям и ничем более. Рассматривая себя как горячих последователей богов войны (таких как Камулос в Галлии), эти сторонники, возможно, чувствовали себя защищенными божественными сущностями, и таким образом неистово отказались от использования бронежилетов. Тем не менее, голый воин нес щит, потому что этот конкретный предмет считался неотъемлемой частью воина.

10) Бешеная атака и какофония кельтских воинов

-11

Для древних кельтов, в некотором смысле, битва рассматривалась как возможность доказать свою «ценность» перед племенем и богами. Таким образом, хотя тактика ведения войны развивалась на протяжении веков в древней Европе, психологический подход кельтских воинов к войне в основном оставался неизменным. И его психика сопровождала целенаправленное использование шума, начиная от боевых криков, песен, песнопений, насмешек, оскорблений и заканчивая даже специализированными инструментами, такими как карникс. Этот последний упомянутый объект обычно был своего рода боевым рогом, который имел форму животного (часто кабана), и его основной целью было напугать врага «резкими звуками и бурями войны» (как описано у Diodorus Siculus ).

Интересно, что само слово «слоган» происходит от позднесредневекового термина slogorne, который, в свою очередь, происходит от галльского слова sluagh-ghairm (sluagh, означающего «армия»; гаирм, относящийся к «кличу»), боевого клича, используемый Шотландскими и ирландскими кельтами. Кельтские отряды иногда сопровождали друиды и женщины-банши, которые заявляли о своем присутствии, крича и визжа проклятия, направленные на своих врагов.

Помимо психологического поражения врага, «слуховое сопровождение» значительно подбадривало и добавляло мужества и ярости кельтским воинам. К этому времени (в начальной фазе битвы) было яростное выкрикивание, когда их воины вышли на поединок со своими противниками. И после того, началась битва, кельты пали в боевое безумие - и, таким образом, они напали на линии врага с яростью. Так Юлий Цезарь описал одно из нападений в битве при Самбре (в Галльской книге войны II)

... они внезапно обрушились в полную силу и напали на нашу кавалерию, легко отбросив их назад и приведя их в замешательство. Затем они побежали к реке с такой невероятной скоростью, что нам показалось, что они были на краю леса, в реке и нападали на нас и все это в один и тот же момент. Затем с той же скоростью они взобрались на противоположный холм в направлении нашего лагеря и напали на людей, которые были заняты его укреплением.

Обесцвеченные волосы кельтов

-12

Диодор Сикул, наряду с другими древними авторами, также упоминает, как кельты искусственно «отбеливали» свои волосы известковой водой. Эта практика, вероятно, намекала на ритуал, в котором воин принял лошадь в качестве своего тотема и таким образом стремился получить благословения и защиту Эпонии, богини лошади. Интересно, что мытье известью, возможно, даже до некоторой степени упрочняло волосы (хотя чрезмерное использование приводило к выпадению волос), что могло бы обеспечить небольшую защиту от случайных ударов по голове.

Спасибо за внимание! Больше информации о кельтах и эпохе Древнего Рима, Вы сможете узнать в следующих постах или группе ВК