Балет «Парад» (Parade, с фр.) был создан композитором Эриком Сати для русского балета. Декорации для него рисовал сам Пабло Пикассо, а известный Гийом Апполинер написал для него известный манифест, именно благодаря ему балет «Парад» стал первым в истории сюрреалистическим произведением.
Кстати, Пабло Пикассо во время репетиций скандального «Парада» встретил свою любовь – будущую жену, балерину Ольгу Хохлову.
Балет был показан 18 мая 1917 года во французском Шатле. И он вызвал неимоверный скандал :)
А дело вот в чем. И декорации, и музыка и сюжет были так далеки от зрительских представлений о русском, не говоря уже о классическом балете, что премьера обеспечила просто феерическую реакцию. Публика неистовствовала, критики рвали и метали, дело доходило до прямых оскорблений – и в прессе, и на публике.
Надо пояснить, что представление показывалось в полукубических костюмах, далеких от костюмчиков белых лебедей – уже к этому зрители оказались не готовы. Музыка была сверхсовременной, антигармоничной. Сам балет пародировал автоматические движения, автоматизм «американизма», то есть, хореография тоже была абсолютно непривычной. Зрители просто сошли с ума от всего этого.
Так, прямо во время представления публика орала: «Занавес!!»; когда не смотря на выкрики на сцену вышла лошадь с абсолютно «кубистической» мордой и стала вытворять цирковые номера, публика решила, что над ней просто издеваются и стала скандировать «Смерть русским!», «Пикассо – боши!», «Русские – боши!». И не скажешь, что культурные люди.
Эрика Сати обзывали «композитором пишущих машинок и трещеток», а Пикассо – «геометрическим мазилой и пачкуном». И это были, строго говоря, наиболее мягкие выражения критиков)
Сати так взбесился, что накатал длиннющее, полное оскорблений письмо в ответ одному из наиболее яростных критиков, за что его даже посадили на восемь дней в тюрьму и заставили заплатить штраф.
Балет «Парад» имел впоследствии успех – в Лондоне. Но композитор и создатель ни разу больше после шокирующей премьеры не видел своего творения и не присутствовал на постановках.