Найти тему
Военные материалы

Самый грандиозный провал боевой машины США | Как скрестить крокодила с бегемотом

Оглавление

50 млн долларов

Экспедиционная боевая машина США (EFV) была самым амбициозным проектом разработки самых дорогих боевых машин. Да, да. Не какие-то там Абрамсы должны были стать самыми дорогими Fighting Vehicle. Скандальная история с суммами ухлопанными на разработку Брэдли, возможно знакомая вам по книге или фильму "войны Пентагона", меркнет по сравнению с историей американского варианта БМД (только не для воздушного, а для морского десанта).

Стоимость одной при заказе от 200 до 600 шт (он менялся) выходило в районе 50 миллионов долларов за единицу. Перечитайте еще раз. Что за это получал корпус морской пехоты?

Корпус из алюминиевой брони Т87 2519 усиленный накладной композитной метало-керамической. Последовательно от носа к корме идут трансмиссия, БО, двигатель и десантное отделение на 16 или 17 человек.

Главная фишка машины богов в высокой скорости на воде. Все предыдущие и предлагавшиеся машины для морской пехоты были как считалось уязвимы на воде из-за низкой скорости - 10 км/ч. Казалось бы, какая разница, ведь это не крейсер, а бронетранспортер. Но в США за счет характеристик десантных средств пытались решить глобальные проблемы.

Загоризонтная высадка

-2

Концепция загоризонтной высадки предполагает выгрузку десантных средств не у берега, а за пределами видимости с этого самого берега. Такая схема высадки дает массу преимуществ:

  1. Избавляет корабли от угрозы с берега и уменьшает вероятность потерь от мин.
  2. Расширяет зону высадки не только по расстоянию от берега, но и вдоль него. Это делает действия менее предсказуемыми для противника.
  3. Работает на внезапность, а это половина победы
  4. Дает возможность задействовать гораздо больше судов и суда гораздо крупнее. Это же касается кораблей прикрытия.
  5. Чем меньше корабли проведут времени в зоне высадки, тем меньше будет потерь.

Это достаточно сильное решение имеет одну ключевую слабость. Возможности самих десантных машин. Мало того, что соединить хорошее бронирование и водоизмещающий корпус сама по себе задача скажем мягко не простая. Но одновременно нужно радикально увеличить скорость машин. Ведь если расстояние от берега будет 10 км и больше и место высадки будет не точно напротив, то добираться своим ходом они будут не меньше двух часов. Это практически лишает смысла всю идею.

Поэтому высокая скорость на воде не блажь, а необходимость. Требования были достичь скоростей 40-50 км/час. Но каким образом бронетранспортер заставить двигаться со скоростью крейсера?

-3

Как скрестить крокодила с бегемотом

  1. Двигатель 12-ти цилиндровый турбодизель MTU 833 объемом 27 л. Он может работать в двух режимах, стандартном (850 л. с.) и морском (2700 л. с.). Во втором случае двигатель работает только на водометные движители EFV, и требует охлаждения забортной водой.
  2. Водометы расположены по бортам сзади, забор воды осуществляется снизу в средней части корпуса, выброс через сопла на задней стенке корпуса. Сопла оборудованы заслонками, при перекрытии которых вода поступает в реверсивные сопла на боковой части корпуса. Совокупная тяга водометных движителей около 10 тонн.
  3. В воде спереди и сзади откидываются 2 щита, облегчающие выход на глиссирование. Задний щит в поднятом положении располагается на крыше.
  4. За счет адаптивной гидропневматической подвески (вспомним БМП-3) в воде гусеницы как бы втягиваются снижая сопротивление и по бокам закрываются щитами, которые на суше поднимаются и служат дополнительной защитой. Ходовая - 7 обрезиненных катков с каждой стороны, подвеска гидропневматическая. Гусеница мелкозвенная, алюминиевая, с резинометаллическим шарниром и резиновым протектором

Масса, кг:35 тонн.

Скорость, 72.41 км/ч (шоссе), 46 км/ч (на воде)

Запас хода, км:523 км (на суше), 120 км (на воде)

Основное вооружение:1 x 30-мм пушка MK44 Bushmaster

Дополнительное вооружение:1 x 7.62-мм пулемет M240

Длина: 10.67 м.Ширина: 3.66 м.Высота: 3.28 м по башне

-4

Что пошло не так

На бумаге все очень впечатляет. Бронированная торпеда с пушкой и 20-ю бойцами внутри, которая потом еще на суше воюет. Почему же от такого чуда отказались и проект закрыли потеряв 3 миллиарда?

-5
-6

На сей счет есть несколько версий:

  1. Версия командования морской пехоты и МО США: хорошо, но очень дорого. Оно и понятно - 50 миллионов за БТР - обморочные цифры. Министр оборона США Роберт Гейтс упомянул, что строительство EFV будет стоить около 12 миллиардов долларов - и все это для флота, способного вывести на берег 4000 военнослужащих. «Если он будет полностью выполнен, EFV - стоимость которого в эксплуатации и обслуживании намного больше, чем у его предшественника, - по сути, поглотит весь бюджет морских транспортных средств и большую часть общего бюджета закупок в обозримом будущем». Все звучит логично, но усомниться в таком объяснении заставляет факт, что цифры эти были известны задолго до принятого решения. Еще на момент заказа и последующих корректировок этого самого заказа они были такими же. Зачем же было финансировать разработку, тратить 3 миллиарда и планировать поступление на вооружение? И это в то время, когда военный бюджет штатов как раз рос, а не сокращался.
  2. Версия конкурентов: итоговая цена оказалась гораздо выше заявленной. Настолько, что ее побоялись даже озвучить на публике, не говоря уже о принятии на вооружение десантных машин.
  3. Версия недоброжелателей: машины не удалось в принципе довести до требуемых характеристик по надежности, бронированию и стабильности на воде. По моему субъективному мнению это больше всего похоже на правду. Кто смотрел мое видео по Ошкошу в курсе, что даже более простой вариант гидропневматической подвески на L-ATV доставил огромные проблемы американцам ненадежностью. А EFV кроме этого еще очень сложные решения по глиссированию на альтернативе фактически подводным крыльям, по режимам работы двигателя и главное как для машины таких размеров и весом в 35 тонн (значительная часть из которых приходится на МТО и движители + башня с орудием и БК) сделать хорошее бронирование. А саму алюминиевую броню США немцы раскритиковали сделав вывод, что она не дает выгоды в весе перед сталью. Об алюминиевой броне можно узнать здесь. Если это им удалось, то почему не сделали свои же Брэдли бронированными не хуже танков.

Пишите, что думаете по этому поводу и, конечно, подписывайтесь и ставьте лайки. Спасибо за просмотр.

Для чего у танковых снарядов шипы?

Топ 5 неубиваемых солдат

Почему немцы испугались Т-34 только поздней осенью 41-го?

Забудьте об алюминии!

Зависимость скорости снаряда от температуры