Найти тему
Шейнерита

Почему мамское «делай через нехочу!» не работает

Оглавление

Чаще всего родители задумываются о том, чтобы учить ребёнка убираться, слишком поздно. Кажется, что можно этому учить, когда он становится большим, осмысленным, начинает ходить в школу и делать сам какие-то большие дела. Это ошибка: во взрослом возрасте, в 7—10—15 лет не интересно учиться убираться. Интересно тусить с друзьями, сидеть в интернете, играть в компьютерные игры.

Дисклеймер. «Делай через нехочу!», «Мало ли чего ты там не хочешь — есть слово Надо!» и «Я сказала делать, значит, пошёл и сделал!» и другие похожие конструкции — это грубость и насилие, а не забота и любовь к ребёнку. Если вы думаете иначе, нам не по пути. Если у вас есть вопросы об этом ко мне, напишите их в комментарии.

Марку сейчас интересно рисовать, раскладывать фломастеры по цветам, выбрасывать мусор и пылесосить.
Марку сейчас интересно рисовать, раскладывать фломастеры по цветам, выбрасывать мусор и пылесосить.

Осваивать уборку, готовку, уход за котиком и другие бытовые навыки должно быть интересно. Любое дело нравится и спорится, когда оно увлекает. У малыша это возраст, когда интересно любое взаимодействия с миром. То есть, когда весь мир — это огромная игровая площадка. Когда интересно всё, что делают родители. А это промежуток примерно между 8 месяцами и 2 годами.

Где-то с 1,5—2 лет малыш начинает осознавать себя как отдельного от мамы человека, учиться понимать и проявлять свои желания и нежелания. Начинается тот возраст, когда «я не буду этот суп», «я не хочу с тобой гулять», «я хочу эту игрушку, а не ту» и всё то, что называют кризисом двух—трёх лет.

Моему ребёнку два и он отлично прибирается. Когда он раскидывает игрушки, проливает сок или роняет печенье, он сразу убирает за собой. Понятное дело, что такая приборка далека от привычной, взрослой; но он делает максимум из того, что может. Не надо ждать от малыша качественно вытертой лужи без следов или начисто собранных крошек. Это не Мистер Пропер. Но надо давать ему максимум возможностей убрать за собой бардак. Каждая из них приближает вас к порядку в его комнате, когда ему будет 15. И общему спокойствию.

Что надо подготовить для обучения уборке

Мусорное ведро: большое, в открытом доступе, с крышкой. У меня мусорки стоят в каждой комнате — везде обычные корзинки за 70₽ из Икеи. И большой бак с крышкой на кухне. Крышка удобна тем, что по звуку захлопывания я из соседней комнаты определяю, что дело сделано:) И не надо ходить за ребёнком и проверять, донёс он мусор или нет.

Тряпочки: микрофибра. Стирать пыль, вытирать ботинки, колёса самоката, подоконник. И должно быть место, где они всегда лежат. Так у малыша быстрее сформируется привычка сразу идти к тому месту, где лежат тряпочки, быстро брать одну и убирать за собой. А когда постоянно приходится искать тряпку или губку, не хочется ни искать их, ни убирать.

Туалетная бумага и полотенца. У меня в каждой комнате лежит рулон туалетной бумаги на столе. Когда нужно высморкаться, вытереть разлитый сок или рот после еды, Марк знает, где взять бумагу.

Влажные салфетки. Нужны, чтобы вытереть какой-нибудь липкий след, фломастер с рук, разрисованное зеркало или пол. Для этого у меня есть отдельная упаковка салфеток. Она лежит в туалете за закрытой дверью, и когда они нужны, Марк подходит и просит, чтобы я их достала. Салфетки я храню там, где не достанет — на высоких полках в туалете или на холодильнике. Иначе он распотрошит упаковку за 10 минут: ведь их так прикольно доставать и разбрасывать!

Корзина для грязной одежды. Убирать грязную одежду в стирку — это тоже уборка. Когда Марк обливается чем-то, пачкается, описывается или идёт мыться, он сам убирает свою грязную одежду в стирку. Это в ванной: всегда открытая дверца стиралки и рядом стоит корзина для белья. Ему нравится и убирать в стирку, и развешивать чистое белье вместе со мной.

Доступ к нижним полкам холодильника и кухонного шкафа. Разбирать сумку с покупками — это уборка тоже. Когда мы приходим из магазина, мы вместе убираем покупки по местам. Он знает: молоко, яйца, сыр надо убрать холодильник и ставит это туда сам. А хлеб, консервы, сок и пасту надо отнести в ящик под столом на кухне.

Доступ в шкафу с посудой. Когда я мою посуду, Марк вытирает тарелки и ставит их по местам в шкаф. В шкафу должна быть понятная система расстановки посуды. Сразу должно быть ясно, где стекло, где пластик; где большое, где маленькое; где миски, где тарелки, где кружки. У нас не много посуды и она вся умещается на двух полках в шкафу. Всё стоит стопками по размерам: большие стеклянные миски, маленькие стеклянные, тарелки, кружки. И пластик точно так же.

Важнее всего его радость и уравновешенность. Поэтому я десять раз на неделе объясняю и показываю всякие бытовые мелочи, чтобы он радовался и хотел их делать. Чтобы получалось. И всё — сам!
Важнее всего его радость и уравновешенность. Поэтому я десять раз на неделе объясняю и показываю всякие бытовые мелочи, чтобы он радовался и хотел их делать. Чтобы получалось. И всё — сам!

Как я говорю

Когда возникает ситуация, в которой нужно что-то прибрать, я обращаю на неё внимание Марка. Я говорю что-то вроде:

«Посмотри, ты наклонил стакан слишком сильно, и сок вытек тебе на живот. Чувствуешь, на животе теперь мокро и липко, потому что сок сладкий. Неприятно, правда? Значит, нужно переодеться и вытереть то, что вытекло. Грязную одежду отнести в стирку. Пойдём переодеваться, а потом ты сам отнесёшь бодик в стирку»

или

«Ты вытащил все кубики из коробки, и теперь они раскиданы по полу. Весь пол завален игрушками, мало места чтобы ходить и играть с чем-нибудь ещё. Значит, надо убрать игрушки обратно в коробку, чтобы было больше места. Вот коробка для кубиков, а эта — для мягких игрушек. Давай складывать вместе: я буду подавать тебе игрушки, а ты — класть их в коробку. Так мы вместе быстро все уберём».

Для чего я так говорю

Такое подробное объяснение дает ребёнку два важных понимания:

1 — ощущение доверия и сопричастности♥️. Вы даете ему возможность сделать то, что делаете сами. Для него это очень важно: сейчас ему всё интересно, но круче всего делать то, что делает мама. Ведь он живёт с вами и стремится подражать вам. Тем более, что никакого другого примера бытовой жизни он не видит и взять его пока не откуда.

2 — продуманные условия уборки и подробное объяснение механики создает в голове ясную картинку того, как нужно убираться🗒. Ведь когда вам говорят сделать что-то новое для вас, не объясняя, как именно это сделать, какие нужно совершить действия, какие использовать инструменты, как двигаться, что говорить, что можно, что нельзя, как быстрее и легче выполнить задачу, вы либо сделаете плохо, либо сделаете никак.

Давайте сразу подробный план действий, алгоритм, по которому ребёнок сможет быстро и максимально чисто прибраться. А не тратить свои время и силы (и ваше спокойствие) на поиски ответа на вопрос «Как, чем и куда этот весь завал разгрести?!😰».

Ещё  удобно еду покупать в порционных упаковках. Я один раз кладу коробку с соками в назначенное место на полку. И каждый раз перед сном он идёт, сам достаёт две коробки и идёт на кровать.
Ещё удобно еду покупать в порционных упаковках. Я один раз кладу коробку с соками в назначенное место на полку. И каждый раз перед сном он идёт, сам достаёт две коробки и идёт на кровать.

Мои правила для обучения уборке

В итоге я сформулировала для себя правила, по которым я понимаю, что объясняю как надо и ребёнок меня поймёт и сделает:

🎀не препятствовать интересу (хочешь убрать сам – хорошо, убирай, для этого нужно принести тряпочку, неси и я покажу тебе, как вытереть),

🎀хвалить и поощрять (Здорово, что у тебя получилось вытереть всю эту большую лужу без следа. Тебе понравилось делать так самому?),

🎀показать как сделать быстрее и комфортнее (тряпочки всегда на своём месте),

🎀прошу помочь (захватить фантик по пути к мусорке или «твой подгузник — ты выбрасываешь»),

🎀знает систему сортировки (у каждой вещи — своё постоянное место).

Сейчас Марку 2,1 и он уже достаточно исследовал квартиру, чтобы узнать и запомнить, где что лежит. Уборка для него — обычный рутинный процесс, который часто он делает уже автоматически. Сам выкидывает свой подгузник, моет руки, относит одежду в стирку, а грязную посуду — в раковину.

Расскажите в комментариях, как у вашего малыша с уборкой? Он любит вытирать тарелки или отказывается вообще от всего?

-4