Самые ярые противники шиитов суннитские фундаменталисты – салафиты, которые считают шиитские идеи еретическими. Давайте разберемся кто же такие салафиты и в чем причина противостояния.
Салафиты – последователи ранней традиции в суннитском исламе, строго придерживающиеся в своих взглядах и действиях предписаний Корана и сунны. Салафиты являются самыми ярыми противниками шиитов и считают их идеи еретическими. Идеологи и основатели салафизма ибн-Ханбала и ибн-Таймийя.
Ибн-Ханбала основатель ханбалитского мазхаба. В Исламской традиции мазхаб – это богословско-правовая школа. Ханбалитский мазхаб, в отличие от других мазхабов в суннитском исламе, возник как религиозно-политическое движение, и уже затем оформился в богословско-правовую школу. Ибн-Ханбала расходился с остальными богословскими школами по вопросу «закрытия врат иджтихада». Это довольно значимое расхождение и хотелось бы остановиться на нем подробнее. Итак...Примерно четыреста лет после своего возникновения ислам оформлялся как религиозное учение. В этот период сформировались богословские школы – мазхабы: ханифитский, шафиитский и маликитский между которыми, как это обычно бывает, зафиксировались определенные разногласия. Затем в целях закрепления достигнутых результатов изучения «врата иджтихада закрылись», то есть, стало возможным только уточнять определенные второстепенные вопросы. Однако ставить под сомнение достигнутые принципы, на которых базировались возникшие мазхабы, и авторитет признанных богословов категорически запрещалось. Ибн-Ханбала в свою очередь настаивал на дальнейшем продолжении исследования по всем религиозно-правовым вопросам.
В то же время ибн-Ханбала выступал приверженцем принципа недопустимости нововведений, называемых бид'а и отрицал возможность рационалистического объяснения вероучения, а также какого-либо толкования текстов Корана. Он считал необходимым возвращение к порядку, царившему при Мухаммеде и первых поколениях его последователей – салафов. Иджма, по мнению последователей ибн-Ханбалы, должна учитывать только согласие сподвижников Мухаммеда, исключая их учеников и доктрины религиозных деятелей последующих поколений. Последователи ибн-Ханбалы отличаются особой строгостью в соблюдении обрядовых и правовых норм шариата.
Далее разработкой идей ибн-Ханбалы занимался ибн-Таймийя, сириец по происхождению. Ибн-Таймийя вслед за ибн-Ханбалой отстаивал чистоту ислама и осуждал любые нововведения. Он также боролся за восстановление норм раннего ислама, против распространения культа святых и паломничества к гробнице пророка в Медине, как противоречащих духу ислама.
Последователем и проводником идеологии ханбаллизма в 18 веке стал Абд аль-Ваххаб, основавший движение ваххабизма, на территории современной Саудовской Аравии. В это время в центральной и восточной части Аравии арабское общество фактически вернулось к доисламскому периоду. Не было единой, признанной всеми бедуинскими племенами веры. Целью ваххабизма стало объединение разрозненных эмиратов в единое государство, основанное на канонах ислама времен пророка Мухаммеда. Основное положение ваххабизма - это строжайшее соблюдение принципа единобожия таухид. Согласно ваххабитской идеологии, Аллах – единственный творец и господин мира, издающий законы. Никто, кроме него, не достоин поклонения. В связи с этим, следует отметить, что сами ваххабиты называют себя «муваххидун» – единобожники.
Культ святых и паломничество к их могилам ваххабиты считают отходом от принципа единобожия. Согласно их учению, разрешено почитать только единого Аллаха, запрещается почитать даже Мухаммеда, ему нельзя поклоняться или о чем-либо просить. Основной принцип идеологии ваххабизма – очищение ислама от нововведений и возврат к первоначальному исламу времен пророка Мухаммеда. Ваххабитам были свойственны фанатизм и экстремизм в борьбе со своими противниками во имя установления власти, базирующейся на шариате. Иная власть не имела права на существование, поскольку политика и ислам, по их убеждению, существуют нераздельно. Также ваххабиты требовали строгого соблюдения морально-этических норм ислама и пропагандировали джихад против язычников, к которым относились и мусульмане, отошедшие от принципов «чистого» ислама.
Одна из отличительных особенностей ваххабизма – критика «всеобщего таклида». То есть ваххабитам разрешено руководствоваться толкованиями священных текстов любой богословской школы-мазхаба, если это толкование идёт в русле воззрений Учения аль-Ваххаба. Такой подход естественно давал ваххабитам преимущество в любом богословском споре.
Нужно заметить, что традиционный ислам не признает ваххабизм и считает его отхождением от канонов истинной веры.