Бристольский бомбардировщик Бленхайм был легким бомбардировщиком, который использовался Королевскими ВВС в первые годы Второй мировой войны. Один из первых современных бомбардировщиков в арсенале RAF, он совершил первые британские авиаудары в ходе конфликта, но вскоре оказался крайне уязвимым для немецких истребителей. Бленхайм, превосходящий по классу бомбардировщика, обрел новую жизнь в качестве ночного истребителя, оснащенного радиолокаторами, самолета морского патрулирования и тренера. В 1943 г. по мере появления более совершенных самолетов этот тип был в основном выведен из эксплуатации на передовой.
Происхождение
В 1933 году главный конструктор Bristol Aircraft Company Фрэнк Барнвелл начал разработку эскиза нового самолета, способного перевозить от двух до шести пассажиров при сохранении крейсерской скорости 250 миль в час. Это был смелый шаг, так как самый быстрый истребитель Королевских ВВС того времени, Hawker Fury II, мог развивать скорость только 223 миль в час. Создавая цельнометаллический самолет, Barnwell приводил в движение два двигателя, установленных в низком крыле.
Несмотря на то, что Type 135 был назван Bristol'ом, не было предпринято никаких усилий для создания прототипа. В следующем году ситуация изменилась, когда к ней проявил интерес владелец газеты лорд Ротермир. Зная о достижениях за рубежом, Ротермир был откровенным критиком британской авиационной промышленности, которая, по его мнению, отставала от зарубежных конкурентов.
Стремясь придать политический смысл, он обратился 26 марта 1934 года в Бристоль с просьбой приобрести один самолет типа 135 для того, чтобы личный самолет превосходил любой другой самолет RAF. После консультаций с министерством авиации, которое поддержало этот проект, Бристоль согласился и предложил Rothermere Type 135 за £18,500. Строительство двух прототипов вскоре началось с самолета Rothermere Type 142 с двумя двигателями Bristol Mercury мощностью 650 л.с., получившего название Type 142.
Оружие
Стволы: 1 × 303 дюймовый пулемет Браунинг в портовом крыле, 1 или 2 × 303 дюймовый пулемет Браунинг в носовой части или башне Nash & Thomson FN.54, 2 × 303 дюймовые пулеметы Браунинг в спинной башне.
Бомбы/Ракеты: 1200 фунтов бомб.
От гражданского до военного
Второй прототип, Type 143, также был построен. Немного короче и приводится в движение двумя двигателями Aquila мощностью 500 л.с., эта модель в конечном итоге уступила место Type 142. По мере развития самолета интерес к нему рос, и правительство Финляндии поинтересовалось, есть ли у него военизированная версия Type 142. Это привело к тому, что Бристоль приступил к проведению исследования по оценке адаптации самолета для использования в военных целях. В результате был создан Type 142F, который включал в себя оружие и сменные секции фюзеляжа, что позволило использовать его в качестве транспорта, легкого бомбардировщика или машины скорой помощи.
Поскольку Барнвеллл изучал эти варианты, министерство авиации проявило интерес к варианту бомбардировщика самолета. Самолет Ротермера, который он назвал "Британия первой", был построен и впервые поднят в небо с Филтона 12 апреля 1935 года. Восхищенный выступлением, он пожертвовал его Министерству авиации, чтобы помочь продвинуть проект вперед.
В результате самолет был передан в экспериментальную лабораторию аэропланов и вооружения (ОАЭЭО) в Мартлшем-Хите для приемочных испытаний. Впечатляя пилотов-испытателей, он достиг скорости 307 миль в час. В связи с его работой гражданские иски были отклонены в пользу военных. Работая над адаптацией самолета в качестве легкого бомбардировщика, Барнвелл поднял крыло, чтобы создать пространство для бомбоотсека и добавил спинную башню с 30 калибром- Пистолет Льюиса. Второй пулемет калибра 30 был добавлен в портовое крыло.
Обозначенный как Тип 142M, бомбардировщик нуждался в экипаже из трех человек: пилот, бомбардировщик/навигатор и радист/пулеметчик. Отчаянно желая иметь на вооружении современный бомбардировщик, министерство авиации заказало 150 самолетов типа 142М в августе 1935 года перед полетом прототипа. Названный "Бленхейм", он был назван в честь победы герцога Мальборо в 1704 году под Бленхеймом.
Варианты
Поступивший на вооружение RAF в марте 1937 года, Бленхайм Мк I был также построен по лицензии в Финляндии (где он служил во время зимней войны) и Югославии. По мере ухудшения политической ситуации в Европе производство самолетов "Бленхайм" продолжалось, так как RAF стремились переоснастить их современными самолетами. Одной из ранних модификаций было добавление пулеметной установки, установленной на животе самолета, с четырьмя пулеметами калибра 30 калибра.