Его новая игра Death Stranding у всех на слуху вот уже не один год, он одна из самых значимых фигур за всю историю видеоигр. Однако давайте разберёмся, чего создатель Metal Gear Хидэо Кодзима достиг в своей невероятной карьере.
В народе его называют "гением", Кристофером Ноланом от мира видеоигр. Он независимый автор с удивительными идеями, одержимый технологиями и постоянной жаждой развития игровой индустрии до её предельных возможностей, которые достигаются всеми доступными ему методами. Добавьте к этому страстное увлечение фильмами и музыкальными группами вроде New Order или Кино, и вы получите одного из самых необычных создателей видеоигр, работающих по сей день.
Одна из причин уникальности Кодзимы заключается в том, что он одним из первых в своей профессии позиционировал себя в роли "звездного" разработчика. В 80-ых анонимность среди создателей видеоигр была настолько велика, что команды разработчиков зачастую использовали липовые имена в титрах своих игр. Но Кодзима, черпающий вдохновение прямиком из голливудских картин, гордо использовал свою визитную карточку с надписью «A Hideo Kojima Game» в вступительных заставках всех своих игр, начиная с конца 90-ых.
И это не просто способ потешить свое эго. Кодзима прикладывал руку к созданию и планированию проекта, написанию сценария, level- и game-дизайну, руководил всеми процессами создания игры и следил за каждым аспектом — вплоть до выбора музыки, используемой в трейлерах. Еще одной его неизменной чертой является активная деятельность в социальных сетях. Он делится фотографиями с людьми, которых обычно никак не ассоциируют с японскими разработчиками видеоигр. Вы же не ожидаете увидеть Сигеру Миямото, сидящего рядом с режиссёром фильма "Драйв"? Что ж, господин Кодзима-сан превзойдет любые ожидания.
Кодзима родился в Токио в 1963 году. Детство провёл в одиночестве, находя отдушину в музыке и фильмах. Повзрослев, он мечтал о творческой работе, но его мечты расходились с японскими социальными нормами. Стать "белым воротничком" престижнее работы в киноиндустрии или дизайне. Изучая экономику в университете и в свободное время играя на Famicom, Кодзима решает связать всю свою оставшуюся жизнь с созданием видеоигр. В то время индустрия только начинала развиваться, поэтому, когда он рассказал о своем решении друзьям, они отнеслись к нему с скептицизмом.
«Как кто-нибудь сможет зарабатывать деньги на детских игрушках?»
Несмотря на его культовый статус, начало карьеры Хидео в индустрии видеоигр было вовсе не благоприятное. Вместо разработки игр на Famicom, он был отправлен в MSX Division, делать игры на маломощном ПК. Его идеи отвергались коллегами, и первые годы его преследовали одни неудачи, пока однажды он не был переназначен на проект, от которого ничего конкретного и не ждали — на экшн-игру с военной тематикой под названием Metal Gear.
Железу MSX не хватало мощности, что не давало ни единой возможности единовременно отображать на экране несколько противников и красочные боевые эффекты, однако Кодзима поборол этот недостаток платформы, вдохновившись одним из его любимых фильмов "Большой побег", и переосмыслил действия игры с точки зрения солдата-одиночки, который должен зачистить вражеское предприятие, оставаясь незамеченным. Metal Gear сумел выстрелить во время своего выхода и породил новый игровой жанр стэлс-экшн. Карьера Кодзимы, наконец-то, начинала расцветать. Почти сразу после запуска Хидео начал работу над сиквелом, в котором почти ничего не изменилось, что не могло не радовать преданных игроков.
После Metal Gear 2: Solid Snake, Гений решил отвлечься от военных похождений и начал трудиться над новой игрой Snatcher. Она была вдохновлена фильмом Ридли Скотта «Blade Runner» — одним из многих любимых фильмов Хидео. Игра создавала впечатление хорошо написанного фанатского рассказа.
В 1994 Кодзима занялся новым проектом на PC и Playstation — Policenauts, ещё одной приключенческой игрой, на этот раз отдавая дань уважения голливудским фильмам о полицейских, таким как «Смертельное оружие», но с мотивами из аниме и американским сай-фай. Любопытным стал тот факт, что ни Snatcher, ни Policenauts не стали большими хитами, однако это уже не имело никакого значения. Кодзима собирался сделать свой следующий шедевр. Konami, посмотрев на успех Metal Gear, дала Кодзиме не только абсолютную творческую свободу, но и бюджет. С этого и начинается самая важная глава в истории Хидео.
Новые консоли, новые возможности
Metal Gear Solid моментально стал сенсацией в игровой индустрии, о которой кричали заголовки журналов.
«Лучшая игра, когда либо сделанная человеком».
В то время, MGS была совершенно не похожа на то, что игроки привыкли видеть до неё — ошеломительное сочетание стелса, экшна и сторителинга с кинематографическим блеском, который обычно люди видели лишь в голливудских блокбастерах. История Psycho Mantis и битва с ним вообще всем сорвала башню.
Выход MGS переосмыслил потенциал видеоигр, породил кучу подражателей. Слова "A Hideo Kojima Game" стали культовыми. Тут стоит рассказать о деталях, которыми был одержим Хидео.
Действие Metal Gear Solid проходит на воображаемом острове Shadow Moses недалеко от Аляски. Постоянная вьюга вносит огромное влияние на геймплей путем того, что протагонист Солид Снейк оставляет следы на снегу, которые могут заметить вражеские солдаты. И подобных мелочей в играх Хидео Кодзимы целый вагон и маленькая тележка.
В 2001 году Кодзима выпускает долгожданное продолжении серии — Metal Gear Solid 2: Sons Of Liberty для PlayStation 2. Проект отличился огромным скачком вперёд от своего предшественника во всех смыслах. Чего только стоил один лишь уровень проработки взаимодействия противников друг с другом, постоянные переговоры по радиосвязи с проверкой патрульных постов, отчёты по ситуации и запросы подкреплений в случае отсутствия ответа от патрулей, что, конечно же, сильно осложнило игровой процесс в сравнении с первым MGS, но и добавило кучу смешных моментов вроде испуга отвлеченных противников в случае столкновения оных с другими патрульными.
Сиквел отличился от предыдущий игры и тем, что, провернув одну из величайших подмен в истории видеоигр — он сменил крутого протагониста Солид Снейка после первого акта игры на наивного салагу Рейдена, менее грубого и более эмоционально нестабильного героя. Несмотря на глубокие размышления, на которые наталкивала тематика игры, история рассказывала о всё большей зависимости от информации, о ее ценности и важности ее контроля, все также выбирая в качестве базиса реальные события.
И все же некоторые игроки оставались недовольными сменой главного героя. Отреагировав на критику, Хидео сделал, по мнению многих, лучшую часть серии — Metal Gear Solid 3: Snake Eater. Это было возвращением к точке А — к формату, который мог похвастаться блестящей динамикой геймплея и гениальной сюжетной линией с ошеломительным заключением.
Действие происходит во время холодной войны. Снейк отправляется в Сибирь, чтобы украсть советского ученого, который разрабатывал для ЦК новый танк, который может транспортировать ядерные снаряды. Во время своей миссии Снейк встречает своего наставника — женщину под псевдонимом Boss, которая работает на СССР. В результате полковник Волгин запускает ядерный заряд в "сердце" Сибири. Спустя некоторое время после переговоров, лидеры обеих стран смогли договориться о том, что, если США докажет свою невиновность в произошедшем, то ядерной войны можно будет избежать. Америка поручает Нейкед Снейку уничтожить «Шагоход», группировку Волгина и Босса.
MGS 3 стал апогеем внимания к деталям в играх Хидео Кодзимы. Битву с одним из боссов под названием The End, снайпером довольно преклонного возраста, можно было пройти разными путями, и иногда не самыми очевидными.
Вот несколько примеров...
- The End-а можно было увидеть на одном из уровней, и выстрелить в него нанеся ему урон, который будет учтен при полноценной битве с боссом, или вовсе убить на месте, избежав битву.
- У Снайпера, есть попугай которого можно поймать, и на уровне испуганный компаньон полетит к своему хозяину, благополучно выдав снайпера. Если же попугайчика убить, то старикан начнет палить с еще большей злостью.
- Посмотрев на The End, видно что он вот-вот даст дубу, благо что можно сохраниться в игре, и спустя некоторое время вернуться. Только если вы отлучились на пару часов, то пенсионер вас благополучно уложит, ибо не фиг отвлекаться во время битвы. Если же вы, забросили играть на недельку- другую, то The End сыграет в ящик.
- Ну и старый Boss-Fight тоже никто не отменял.
Кодзима руководил и другими сериями игр помимо MGS, такими как Zone Of The Enders и Boktai, в тоже время не забывая о своей культовой серии.
Уже под конец разработки Metal Gear Solid V: The Phantom Pain, в сети начали гулять слухи относительно будущего Кодзимы. Поговаривали что Konami сильно недовольна разработкой и постоянно растущим бюджетом. Новый движок, Клифф Сазерленд, лицензированная музыка и новая механика геймплея по мнению директоров Konami сильно опустошили ресурсы издателя. Оказались ли эти слухи правдой, или нет нам предстоит узнать в следующей статье.
Сама же новая часть MGS была встречена звездными рецензиями, но Кодзима достиг точки невозврата со своим бывшим издателем и был навсегда изгнан из франшизы, успех которой полностью являлся его заслугой.
Однако это не стало концом его карьеры. И спустя время Кодзима собрав остатки от команды, которая должна была делать следующую игру серии Silent Hill, под крылом Sony анонсировал свой новый проект— Death Stranding до выхода которого осталось чуть больше месяца.
Как вы относитесь к Хидео Кодзиме?
Не забывайте подписаться на канал, и поделиться материалом.