Найти в Дзене
Влад Сагиров

Британская колониальная империя как фактор европейской политики.

Британская колониальная империя как фактор европейской политики. Несмотря на свое удобное островное положение, Англия не была в числе лидеров в начале эпохи Великих географических открытий. Это связано с рядом причин. Это торможение экономического развития страны. Вся внутренняя и внешняя политика подчинялась интересам дворянства и аристократии. В связи с цеховыми правилами в городах тормозилось развитие мануфактуры. В ходе политики ограждение происходило обезземеливание крестьян. «Новые дворяне» (джентри) и сельская буржуазия были заинтересованы в продаже продукции на рынке. Распространение колониального влияния было невозможно, поскольку король лично раздавал монополии на выпуск отдельных товаров. Лишь в ходе Английской буржуазной революции были решены данные проблемы. Англия встала на путь капитализма, а создание конституционной монархии, при которой власть короля ограничивалась парламентом и уже не подчинялась интересам монарха, а носила национальный характер. Была реорганизована

Британская колониальная империя как фактор европейской политики.

Несмотря на свое удобное островное положение, Англия не была в числе лидеров в начале эпохи Великих географических открытий. Это связано с рядом причин. Это торможение экономического развития страны. Вся внутренняя и внешняя политика подчинялась интересам дворянства и аристократии. В связи с цеховыми правилами в городах тормозилось развитие мануфактуры. В ходе политики ограждение происходило обезземеливание крестьян. «Новые дворяне» (джентри) и сельская буржуазия были заинтересованы в продаже продукции на рынке. Распространение колониального влияния было невозможно, поскольку король лично раздавал монополии на выпуск отдельных товаров.

Лишь в ходе Английской буржуазной революции были решены данные проблемы. Англия встала на путь капитализма, а создание конституционной монархии, при которой власть короля ограничивалась парламентом и уже не подчинялась интересам монарха, а носила национальный характер. Была реорганизована армия, с упором в сторону создания надежного флота. А промышленный переворот только ускорил процессы экономического развития страны. Все это дало возможность Англии занять свое место в процессе завоевания колониальных владений.

Проникновение английских купцов в страны Ближнего Востока, как со стороны Московии, так и через Средиземное море, привело к установлению регулярных дипломатических и торговых отношений с Турцией.

Благодаря сильному флоту и превосходству в артиллерии англичанам удалось закрепиться в Индии. В начале XVII века. Они основали фактории в Сурате и Мадрасе.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/dd/William_Bell_Scott_-_Iron_and_Coal.jpg
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/dd/William_Bell_Scott_-_Iron_and_Coal.jpg

Английская буржуазия была вынуждена внести существенные изменения в систему колониального управления, направлены на укрепление административного аппарата и приспособление его к новым историческим условиям. В ходе административных реформ 60-х годов в основном завершилось становление государственного аппарата — главного орудия английского колониального порабощения Индии.

2 августа 1858 г. английский парламент принял «Закон о лучшем управлении Индией», по которому государственная власть в Индии переходила к английской короне и колониальная администрация ставилась под непосредственный контроль британского парламента и правительства. Была ликвидирована система двойного управления — через Контрольный совет и Совет директоров Ост-индской компании. Эти органы упразднялись, а их функции передавались вновь созданному Министерству по делам Индии, при руководителе которого был создан совещательный орган — Индийская совет, состоявший из крупных чиновников англо-индийской службы. Английский генерал-губернатор получил титул вице-короля и стал непосредственным представителем английской короны в стране. Проведя централизацию управления, английская буржуазия укрепила свой контроль над деятельностью колониальной администрации. Имущество Ост-Индской компании перешло к английскому государству, а ее акционерам из индийского бюджета (то есть за счет индийских налогоплательщиков) была выплачена компенсация в 3 млн. ф. ст.

Новая политика в отношении индийской феодальной верхушки, провозглашенная еще в прокламации королевы Виктории от 1 ноября 1858 г., последовательно проводилась колониальной администрацией.

Англичане одарили феодальную верхушку, активно поддержала их во время восстания. Многим феодалам из Северо-западных провинций были в 1867-1870 гг. присвоены почетные титулы раджей и навабов, вручены крупные денежные суммы, а также подаренные земли и пенсии. Некоторым князьям, правителям например Патіали, Джінда, Рампура и Гваліора, были пожалованы значительные территории из земель, конфискованных у мятежников.

Наделяя феодальных помещиков и князей, землями, англичане экономически закрепляли свой союз с верхушкой индийского общества, который был основан на предательстве индийскими феодалами национальных интересов народов Индии. В этом же оказался один из основных принципов английской политики в Индии—«разделяй и властвуй». Характерно, что колонизаторы меняли территориальные границы княжеств так, чтобы создать благоприятные условия для разжигания религиозных распрей среди населения.

Англия предпринимала попытки захватить Ирландию с XII века. На начало XVI века. Оплотом англичан были хорошо укреплены юго-восточные земли – Пейл, за пределами которых им противостояли ирландские кланы, что соревновались между собой, не знали верховной власти. В 1541 г. Генрих VIII объявил себя королем Ирландии, опираясь на право, признанное римскими папами за английскими монархами еще в XII веке.[21;385-387].

Насаждение протестантизма в Ирландии не имело успеха: большинство населения остались католиками и на протяжении XVI века. Поддерживало все антианглійські кампании Испании, Рима и иезуитов. В покоренных областях Ирландии вождей местных кланов заставляли отказываться от стродавніх прав на их земли в пользу английского короля, который затем снова дарил их своим союзникам, но уже как сюзерен – вассалам. Во второй половине XVI века. По мере продвижения англичан на север Ирландии они перешли к массовым конфискациям земель с последующей передачей их колонистам. Их поместья и замки превращались в крепости, что находятся на осадном положении среди враждебного местного населения.

Лишенные земель ирландцы превращались в бесправных мелких арендаторов или поденщиков. Многие в поисках пропитания эмигрировал в Англию. Яков I, сменивший на престоле Елизавету, конфисковал земли Ольстера, раздав их английским и шотландским колонистам. В начале XVII века. В освоении покоренных земель приняли участие и английские города: городским корпорациям разрешили покупать здесь недвижимость и основывать новые поселения. Грабеж соседней страны способствовал накоплению капиталов в самой Англии, тогда как в Ирландии насаждалась отжившая система феодальных поземельных отношений.

Иным путем шла колонизация Австралии. После того, как Джеймс Кук в 1770 г. обследовал восточное побережье пятого континента, английское правительство решило сделать новые земли местом ссылки осужденных, поскольку прежние места ссылки каторжан из Англии, Шотландии и Ирландии — американские колонии — после начала их войны за независимость оказались «закрытыми». Между тем английские тюрьмы были переполнены, преступность продолжала расти. Первая британская колония в Австралии — Новый Южный Уэльс — была образована в феврале 1788 г. Ее первоначальное население составило 1018 человек: чиновники, солдаты и ссыльные.

Первые поселения англичан в Северной Америке конце XVI века оказались кратковременными. Постоянная колонизация началась с 1607г. созданием колонии Виргинии. Борьба за территории шла не только с другими колонизаторами, но прежде всего с индийскими племенами, собственниками этих земель. Следствием хищнических методов заселения Северной Америки стало массовое истребление и вымирание Индейского населения.

Особенно тесно связано с колониальной политикой образования англосаксонской системы права. Английская правовая система превратилась в мировую систему не в результате рецепции трудных для понимания английских правовых форм, а путем их трансплантации или насильственного внедрения в процессе колониальной экспансии.

http://freebooks.net.ua/wp-content/uploads/2017/02/ti-kanton.jpg
http://freebooks.net.ua/wp-content/uploads/2017/02/ti-kanton.jpg

Англосакская система права во многом отличалась от континентальной. Важным признаком данной системы выступает автономия судебной власти от любой иной власти в государстве, что проявляется в отсутствии прокуратуры и административной юстиции. На начальных этапах английской колониальной экспансии были выработаны две судебные доктрины, способствовавшие именно рецепции английского права. Согласно первой из этих доктрин, англичанин, отправляющийся за границу, “берет с собой” английское право. Тем самым, английский суд как бы гарантировал англичанину, находящемуся в английских колониях (“за морями”), сохранение всех свобод и демократических институтов, которые существовали в самой метрополии. Эта доктрина стала следствием обобщения правового опыта, накопленного в королевских колониальных хартиях. Так, еще в королевской Хартии Виргинии от 1606. говорилось, что «наши подданные, все вместе и каждый в отдельности будут иметь и пользоваться всеми свободами, вольностями и иммунитетами в любом из наших владений во всех их значениях и смыслах, как если бы они родились и жили в пределах нашего королевства Англии».

Согласно второй доктрине, сформулированной в 1693 г. судьей Холтом, в случае освоения англичанами “незаселенных” земель местное индейское и иное туземное население не должно было приниматься во внимание как “нецивилизованное”. В этих колониях считались такими, что действуют все законы Англии. Термин “законы Англии” в колониальной практике подразумевал не только статуты, но и “общее право” и “право справедливости”, то есть прецедентное право, которое вводилось в судах, создаваемых английскими колонистами.

Введение в действие положений английского права в колониях переселенцев осуществлялось не только на основе указанных судебных доктрин, но и путем издания специальных королевских хартий, а также законов парламента. Так, например, в хартии, выданной Карлом II Ост-индской компании в 1683 г., указывалось, что судьи должны решать дела в соответствии с “правосудия, справедливости и доброй совести”, то есть практически согласно английского прецедентного права. Специальными актами английское право было введено в североамериканских колониях, позже распространено на Канаду (кроме Квебека, где сохранило свое действие французское право), Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку, на базе которых позже оформились английские доминионы. Нормативными актами королей английское право становилось “сверху” и в новых колониях в Азии и в Океании.