Снежный человек - вот истинный "гражданин мира". С древнейших времён люди сталкиваются с этими странными существами по всей планете, и обычно считается, что такие встречи ничего хорошего не сулят. Поразительное исключение - нанайцы, аборигены Дальнего Востока, которые относились к йети сугубо утилитарно и готовы были в буквальном смысле влезть ему между ног, чтобы стать удачливыми в охоте.
Что мы знаем о нанайцах? Да, пожалуй, ничего, кроме расхожего выражения "борьба нанайских мальчиков". Какой-то очень дикий народец из невероятной глуши - вот их имидж в наших глазах. А ведь в древности это были ребята весьма известные и влиятельные на Дальнем Востоке. Их пугающе прагматичное отношение к окружающему миру чем-то напоминает китайское; кажется, лозунг "мы не должны ждать милостей от природы" придумали именно они. Сегодня я расскажу вам, как нанайцы обращались с собственным йети, которого они называли Калгама. Грозному, агрессивному, но глуповатому существу, поверьте, остаётся только посочувствовать.
Современные сказки, адаптированные для детей и неискушенных взрослых, представляют Калгаму эдаким хранителем природы. Высокий, сильный, он - покровитель всего живого на своей территории и даже носит в своей сумке шерсть и когти опекаемых им зверушек. При этом он разумен, умеет создавать поселения и жить в них семьями - но боится людей, хотя не прочь при случае с ними подружиться и даже взять погостить человеческого ребенка. Полная идиллия, правда?
А теперь откроем реальные нанайские легенды, записанные этнографами. Там этой нью-эйджевской романтики нет и в помине. Однозначно утверждается: Калгама - злая сущность. Природу он не защищает, а контролирует, может внезапно появляться и исчезать, а людей-промысловиков воспринимает, как врагов, и поступает с ними соответственно. Внешне нанайский йети тоже не слишком похож на сказочного великана. Весь обросший шерстью, ростом - с половину дерева, не меньше (а деревья в тех местах - это не наши скромные берёзки), на руках вместо пальцев - клешни, голова "как ступа". Кстати, вам не кажется, что это подозрительно напоминает легендарного кыштымского карлика Алешеньку? Может, уродец таким бы и стал, если бы не попал случайно в руки тех, кто величает себя "хомо сапиенс"?..
И вот что поразительно: нанайские охотники перед Калгамой вовсе не испытывали трепета. Опаска, отвращение - да, но не страх. Их интересовало одно - хорошая добыча, а на охоте фортуна значит не меньше, чем зоркий глаз и твердая рука. Вот аборигены и решили, что если отобрать что-нибудь у хозяина природы, это станет отличным талисманом на удачу. Но что это может быть?
Исследователи, впервые узнав, что именно интересовало героев нанайских легенд, пришли в замешательство. Разные источники теперь говорят то о набедренной повязке, то о содержимом волшебной сумки. Но правда проста и по-первобытному неприглядна: талисманом, дарующим удачу и богатство, был детородный орган Калгамы. Отсеки его, забери себе - и больше не будешь знать недостатка ни в чем. То есть нанаец был готов не только схлестнуться со сверхъестественной тварью, от которой вроде бы надо бежать без оглядки, но и оскопить ее. Неудивительно, что именно люди стали доминирующим видом на планете, правда?..
Одна проблема: Калгама, как утверждают сказания, обычно с такой потерей смириться был не готов. Он являлся обидчику днем и ночью и бубнил: отдай, отдай, отдай... Тут главным правилом было не терять самообладания. Нельзя было не то что отдавать добытый "артефакт", но и в сердцах говорить - мол, да забери, только отстань. Откажешься от срамного сокровища даже на словах или в мыслях - лишишься удачи навеки, и помрёшь нищий и голодный, как и весь твой род.
...Смех смехом, но предлагаю задуматься. Да, род человеческий владеет миром - ну, во всяком случае, пока и только материальной его частью. А вот нанайцы почти вымерли - десять лет назад их было всего около 16-ти тысяч, и эта цифра неуклонно сокращается. Кто знает, может, проклятия потусторонних сил действительно каким-то образом действуют? Ведь многие народы, слишком тесно контактировавшие с изнанкой реальности, действительно так или иначе исчезли. Впрочем, это тема для отдельного большого разговора.