Мы уже рассмотрели отношение к музыке двух философских направлений поздней античности - стоицизма и эпикуреизма. Следующим направлением будет скептицизм. Эти три направления не исчерпывают собой всю палитру философских направлений поздней античности. Но именно в них воплотились основные ключевые позиции. И общим началом для них видится некое декадентство, пессимизм, усталость от жизни, отсутствие позитивного идеала, боязнь сильных чувств и сильных стремлений. Нет того, ради чего стоит преодолевать трудности бытия, наоборот, видна попытка минимизировать неудовольствие.
Несколько с других позиций, чем у эпикурейцев теория музыкального этоса была подвергнута критике скептиками. Несмотря на то, что скептики отрицательно относились к возможностям человеческого познания и учили о равносильности всех суждений, как истинных, так и ложных, они тем не менее создали свою логику и свою эстетику.
Скептицизм — философское направление, подвергающее сомнению возможность истинного познания.
Наиболее полно эстетическое учение скептиков было выражено у известного философа Секста Эмпирика, жившего во II веке н.э. Секст Эмпирик в работе «Три книги Пирроновых положений» отмечал, что скептицизм не рассматривает сомнение как принцип, а использует сомнение как полемическое оружие против догматиков.
Секст Эмпирик — древнегреческий врач и философ, представитель классического античного скептицизма. Жил в Александрии, Афинах и Риме. Прозвище «Эмпирика» дано ему, по всей вероятности, потому, что он принадлежал некоторое время к школе эмпирических врачей прежде чем стал скептиком.
Его произведения «Пирроновы положения» и «Против учёных» являются основными источниками по философии античного скептицизма.
Цикл «Против ученых» включает в себя: «Против логиков», «Против физиков», «Против этиков», «Против грамматиков», «Против риторов», «Против геометров», «Против арифметиков», «Против астрологов», «Против музыкантов».
Секст Эмпирик выступает здесь не столько против музыки как искусства, сколько против теории музыки. Это вполне соответствовало принципам скептической философии. Скептики считали, что объективная научная теория невозможна, так как мнения и суждения людей абсолютно противоречивы. Не существует подлинного знания о природе красоты и искусства. Именно поэтому скептики сомневались в возможности существования теории музыки.
В своём трактате Секст Эмпирик использует двоякий способ аргументации, чтобы доказать невозможность музыкальной теории. Прежде всего, он, как и эпикурейцы, выступает против различного рода этических учений о музыке. По его словам, музыка не обладает никаким этосом. Представление о том, что она может воздействовать на нравственность или психику человека - сплошная иллюзия, которая легко рассеивается в свете логического анализа.
Главное назначение музыки, по мнению Секст Эмпирика, - не создавать новые этические свойства, а отвлекать. Если говорить языком современной эстетики, то можно было бы сказать, что он признаёт только компенсаторную функцию искусства. "Она (то есть музыка) успокаивает настроение не потому, что она обладает силой, относящейся к разумности, но потому, что она обладает способностью отвлекать. Вследствие этого стоит только замолкнуть подобным мелодиям, как наш ум снова возвращается к первоначальному настроению, как будто бы он и не подвергался лечебному воздействию с их стороны. Поэтому, как сон или вино не разрешает страдания, но его откладывает, вызывая оцепенение, расслабление и забвение, так и определённого рода мелодия не успокаивает души, находящейся в страдании, или настроения, возбуждённого гневом. Но если только вообще она что-нибудь производит, она только отвлекает".
Секст Эмпирик опровергает все традиционные аргументы в пользу нравственной роли музыки. Если спартанцы шли в бой под музыку, то это ещё не означает, что музыка придавала им воинственность, просто она отвлекала их от беспокойства и страха. Говорят, что музыкально образованный человек получает большее удовольствие от музыки, чем человек неподготовленный. Но, по мнению Секста, это суждение необоснованно, так как удовольствие от музыки получают и младенцы, и даже неразумные животные. "И вследствие этого, как мы получаем удовольствие от кушания или вина без всякого кулинарного искусства и дегустаторства, то неужели таким же образом мы не могли бы получать удовольствие и без всякой теории, слушая усладительную мелодию...".
Другой способ аргументации, к которому прибегает Секст Эмпирик, состоит в опровержении технических теорий музыки. Никакая теория музыки невозможна, так как считается, что музыка является искусством звуков. Но никаких звуков не существует, так как Демокрит учит, что всё окружающее нас - атомы, Платон говорит, что существуют только идеи, киренаики - что только ощущения. Но если не существует звуков, то не существует и музыки как искусства звуков.
Точно так же обстоит дело и с тем положением, что музыка является искусством времени. Секст Эмпирик доказывает, что не существует ни ритмов, ни интервалов, ни тактов. А значит, опять-таки, что и самой музыки не существует.
Таким образом, скептики отрицали познавательное и этическое значение музыки. Музыка не способна ни очищать, ни поучать, ни возвышать. Она существует только как объект человеческого переживания.
Формулируя все эти идеи, скептики по сути дела, отвергали все понятия и представления о музыке греческой классики. Как и эпикурейская эстетика, эстетика скептиков содержала резкую критику теории музыкального этоса. Но ни скептики, ни эпикурейцы не смогли противопоставить концепции этоса никакой положительной теории. Поэтому их критика имела чисто негативное значение, она расшатала основы учения об этосе, но не создала какого-либо нового эстетического понимания музыки.