Известное так же как "Чудовищный эксперимент" - исследование 1939 года в США, при котором часть отобранных детей-сирот оскорбляли, пытаясь нарочно вызвать у них заикание. За что позже оно и получило такое название.
Что побудило к эксперименту
В 1926 году некий Уэнделл Джонсон поступил в Университет Айовы для изучения английского языка. Он страдал заиканием, особенно когда волновался. Мог даже терять дар речи. В то время в Университете проводились исследования по изучению речевых патологий. И молодой Джонсон быстро переключился с изучения английского на изучение психологии.
В те годы считалось, что с заиканием либо рождаются по генетическим причинам, либо приобретают вследствие необратимых изменений мозга. То есть от заикания нельзя было вылечиться.
Но Джонсон полагал, что дело не в биологии, а в поведении. Он считал заикание вредной привычкой, выученным поведением, от которого можно "отучить".
Ведь сам Уэнделл начал заикаться, когда услышал разговор своего учителя с родителями. Учитель сказал: «Кажется, ваш мальчик начинает заикаться». Ученый считал, что до этого у него не было проблем с речью. Что именно после этого случая он начал болезненно фиксироваться на том, что говорит. Из-за этого он испытывал постоянное напряжение, и действительно стал заикаться.
Все коллеги - аспиранты Джонсона тоже заикались, и проводили опыты друг на друге. Они применяли кровопускание, электроды, проверяли рефлексы. И даже стреляли из пистолета рядом с ушами друг друга, для того, чтобы проверить, влияет ли испуг на заикание. А если так, то оно должно и лечиться.
Для подтверждения всех этих теорий, Джонсону нужно было провести такой эксперимент, который вызовет заикание.
Ход эксперимента
И вот уже став доцентом, со своей аспиранткой Мэри Тюдор они решают его провести. И в 1939 году отбирают детей-сирот из приюта в Давенпорте для "прохождения речевой терапии". О настоящих целях никому не сказали. Всего было отобрано 22 ребенка.
Часть детей уже имели заикание, остальные не имели никаких проблем с речью. Всех их поделили на 2 группы, в каждой из которых были и здоровые дети, и с заиканием.
У ученых было две задачи:
1. Вызвать заикание у нормально говорящих детей.
2. Выяснить, улучшится ли речь заикающегося ребёнка, если его речевые навыки постоянно хвалить.
Эксперимент длился пол года. В течение которого Мэри Тюдор проводила встречи с детьми. На них детям из одной группы говорила, что их речь прекрасна и чиста, что они не страдают никаким заиканием.
Детей же из другой, контрольной группы она уверяла в том, что они заикаются, их речь всячески высмеивалась и подвергалась жёсткой критике. Она просила детей не говорить вообще, если они не уверены, что могут сделать это хорошо.
Отмечалось, что уже после первой такой встречи некоторые дети, которые раньше не имели проблем с речью, перестали разговаривать, отказывались читать в классе, или жаловались, что звук словно застрял и не может выйти. А в итоге дети из экспериментальной группы стали бояться говорить. Так же у части ранее здоровых детей действительно появились признаки заикания. Первая задача была выполнена.
А вот у детей с заиканием, которым говорили, что их речь нормальна, не было выявлено значительных улучшений. Вторая задача эксперимента потерпела неудачу.
Последствия эксперимента
После окончания работы Мэри Тюдор несколько раз приезжала в приют в надежде устранить негативные последствия эксперимента. Она пыталась уверить ранее критикуемых детей в том, что они вовсе не заикались, однако это уже не помогло.
Признаки заикания у ранее здоровых детей из контрольной группы действительно исчезли. А вот страх говорить у них остался на всю жизнь. Они вели себя и чувствовали себя как заики, хотя говорили совершенно нормально.
Результаты исследований не были опубликованы, из-за опасений нанести ущерб репутации Джонсона. Лишь доклад Мэри Тюдор являлся единственным официальным документом, фиксирующим детали эксперимента. Только он был в открытом доступе в библиотеке Университета Айовы.
Сама же Мэри Тюдор до самой смерти сожалела о своей роли в работе с детьми, однако считала, что внесла значимый вклад в исследование патологии речи.
А вот Джонсон до конца своей жизни продолжал горячо верить в поведенческую природу возникновения заикания. И умер в возрасте 59 лет прямо за своим рабочим столом, за написанием эссе, в котором он продолжал защиту своей теории.
Ну а из 6 ребят экспериментальной группы, которые изначально были здоровы, лишь трое дожили до взрослого возраста. Они подали многомиллионный иск в суд, и в 2007 году получили компенсацию от штата Айова в размере $925,000.
Что вы думаете по поводу этого эксперимента? Можно ли найти ему оправдание в виде огромного вклада в исследования психологии и патологии речи? Обязательно напишите в комментариях!
Пожалуйста, поставьте 👍 , если вам понравилась статья. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить ничего интересного!