Найти тему
Experimental Psychic

Чем критика отличается от обратной связи?

Люди ненавидят подчиняться, но с удовольствием сотрудничают – поэтому если вам нужно сделать кому-то замечание и вы хотите, чтобы вашу слова услышали, используйте не критику, а обратную связь. Это позволит вам говорить не с позиции силы, а как равный – равному, и ваши советы воспримут гораздо дружелюбнее.

Отличия критики и обратной связи на примерах

  • Критика заостряет внимание на проблеме: «Почему ты до сих пор не исправила ошибки в отчете?»
    Обратная связь направлена на улучшение ситуации: «Давай вместе посмотрим, как лучше исправить отчет».
  • Критика вменяет чувство вины: «Это ты виноват, что у нас не получилось выиграть тендер».
    Обратная связь позволяет сфокусироваться на будущем: «Мы сможем выиграть тендер в следующий раз, если лучше подготовимся и эффективнее организуем процесс. Ты согласен?»
  • Критика подчеркивает недостатки: «Ты ленивый и безответственный».
    Обратная связь делает акцент на образе действий, инструментах и пр., а не на личности человека: «Что если с сегодняшнего дня мы начнем сортировать документы по датам, чтобы не запутаться?»
  • Критика заставляет почувствовать себя ничтожным: «Думаю, у тебя не хватает ума, чтобы разобраться с этим».
    Обратная связь мотивирует и ободряет: «Понимаю, что на тебя много всего навалилось в последнее время, но ты справишься, и я помогу».
  • Критика не оставляет выбора: «Будет так, как я сказал».
    Обратная связь предполагает компромисс и обсуждение: «Мы можем найти решение, устраивающее обоих».
  • Критика предполагает попытку контролировать: «Я лучше знаю, как надо поступить, потому что я опытнее и умнее тебя».
    Обратная связь уважает чужое мнение: «Я не согласен с вашим решением, но уважаю ваше право сделать этот выбор».

Обвинительное «ты» в обратной связи заменяется на «мы», а вместо однозначных приказов даются более мягкие советы и предложения. Чтобы подчеркнуть сотрудничество, используйте местоимение «мы/наш», советуйте, предлагайте варианты совместной работы, выражайте готовность помочь (и держите слово, если о помощи вас действительно попросят). Все это не даст человеку занять оборонительную позицию.

Полные советы, как правильно критиковать, чтобы вас услышали, читайте в нашей статье. Также посмотрите, как принимать критику.