Найти тему
Paradox Paper

Конструктор смерти

Рецензия на фильм «Рэмбо: Последняя кровь»

Ветеран жанра Джон Рэмбо смотрит на современные боевики с постера фильма трагичным, полным усталости взглядом.
Ветеран жанра Джон Рэмбо смотрит на современные боевики с постера фильма трагичным, полным усталости взглядом.

Долгожданный поклонниками боевиков фильм «Рэмбо: Последняя кровь» вышел на больших экранах. Своим подзаголовком картина настойчиво манит зрителей в зал – нужно встретиться, больше мы не увидимся.

Новая, пятая по счету часть приключений вьетнамского ветерана Джона Рэмбо (Сильвестр Сталлоне) вышла на экраны спустя долгих 12 лет с момента премьеры четвертого фильма франшизы. За это время мир кино достаточно сильно изменился. Сегодня людскими сердцами владеют герои, которые летают по воздуху, стреляют паутиной и сражаются с пришельцами. Трансформировался и непосредственно сам герой боевика. Например, тезка Рэмбо, бескомпромиссный киллер Джон Уик радует зрителя оригинальными схватками, попутно меняя динамику жанра и задавая новые тренды. Тренды, помимо прочего, движутся в направлении феминизации, и сегодня героем боевика частенько выступает девушка или женщина – взять, к примеру, «Взрывную блондинку» с Шарлиз Терон, «Багровую мяту» с Дженнифер Гарнер, новую трилогию «Звездных войн» с Дейзи Ридли или же недавнюю «Анну» с Сашей Лусс. Чего уж говорить – не первый год ходят разговоры о том, что новый Джеймс Бонд окажется женского пола.

Ветеран жанра Джон Рэмбо смотрит на все это с постера фильма трагичным, полным усталости взглядом. Сможет ли он дать достойный отпор новому поколению экшен-героев? Удастся ли ему отстоять свое место в пантеоне величайших экранных воинов? Сумеет ли он оправдать ожидания старых фанатов и порадовать новичков, напомнить зрителям, за что его десятки лет считают иконой жанра?

К слову говоря, множество вопросов возникает и у зрителя. Кого-то интересует, справится ли старик-Сталлоне, которому перевалило за семьдесят, с образом героя боевика. Какой курс выберут авторы, чтобы продолжить историю героя, полюбившегося нескольким поколениям? Что нового привнесет эта лента во франшизу? Ну и, наконец, пожалуй, главный вопрос – зачем вообще нужен этот фильм и стоит ли его смотреть?

Центром сюжета оказываются взаимоотношения героя с его племянницей Габриэллой (Ивет Монреаль), которую он растил как собственную дочь. Девушка готовится отправиться в колледж, но перед отъездом решается разыскать родного отца. Вопреки всем возражениям она отправляется в Мексику где, разумеется, попадает в неприятности. Хотя «неприятности» – это достаточно мягко сказано. Поначалу сюжет может напомнить знакомую всем фанатам боевиков «Заложницу» с Лиамом Нисоном. Но вскоре становится ясно, что новый фильм про Рэмбо – это вовсе не тривиальная история спасения девушки. Это яростная, беспощадная, жестокая кровавая агония, в которую с головой окунается главный герой и в которую он всеми силами потянет за собой зрителя.

Джон Рэмбо. Один дома.
Джон Рэмбо. Один дома.

Уровень насилия в фильме по самым смелым меркам, даже учитывая особенности жанра, просто зашкаливающий: Рэмбо не просто умерщвляет злодеев самыми изощренными способами, он буквально рвет их на части, иногда даже голыми руками. К финалу третьего акта весь зрительный зал будет залит кровью и усеян оторванными конечностями. Порой складывается впечатление, что вьетнамского ветерана Рэмбо подменил известный «конструктор смерти» маньяк Джон Крамер из франшизы ужасов «Пила» – настолько натуралистично-садисткими оказались некоторые сцены расправы над членами мексиканской мафии. Многие рецензенты уже окрестили авторов фильма безумцами и сетовали на то, что к такому современный зритель, задумывающий поход на боевик, может оказаться не готов.

При всем этом достаточное внимание авторы картины уделяют психологизму главного персонажа. Рэмбо так и не исцелился с годами, лишь, по его же словам, научился каждый день контролировать себя. Он живет на старом ранчо, объезжает строптивых лошадей, а иногда участвует добровольцем в полицейских спасательных операциях. Герой по-прежнему винит себя за тех, чьи жизни не смог сохранить и видит мир в кроваво-красных тонах. В этом персонаже нет издевательской, лицедейской подоплеки, которая в любой момент может превратить происходящее на экране в шутку. Он не мстит за собаку, не участвует в политических перипетиях и не спасает мир. Рэмбо – сломленный, искалеченный войной человек, который ничем не смог унять свою душевную боль. У него нет суперспособностей – есть лишь непревзойденные навыки убивать и огромная черная дыра в душе, которая вот-вот поглотит все вокруг.

С годами Сильвестр Сталлоне, кажется, совсем не растерял экранной харизмы. Вдобавок, на восьмом десятке лет он в отличной физической форме и достаточно убедительно внушает зрителю, что пороха в пороховницах еще предостаточно. Особых актерских изысков в контексте истории ждать не приходится, но даже одной своей фигурой Слай способен вызвать уважение. Слова о фигуре можно воспринимать не только буквально – подобных матерых голливудских кинематографистов нынче можно сосчитать по пальцам, на ум приходит еще разве что Клинт Иствуд, который, несмотря на почтенный возраст, продолжает сниматься и режиссировать. К сожалению, в этот раз Сталлоне отказался от режиссерского кресла (хотя он режиссировал предыдущий фильм «Рэмбо 4») и доверился Адриану Грюнбергу, автору фильма ««Веселые» каникулы» с Мэлом Гибсоном в главной роли. «Каникулы» в свое время были достаточно тепло приняты зрителями и критиками, да и в этот раз Грюнберг, кажется, в режиссуре не оплошал.

Джон Рэмбо в дремучем лесу в поисках сценариста.
Джон Рэмбо в дремучем лесу в поисках сценариста.

Слабое звено картины – сценарий. Структурно фильм довольно неоднозначен – для современного боевика в нем, кажется, маловато экшен-сцен (особенно по меркам того же «Джона Уика»). Вернее, они припасены исключительно на третий акт для финальной схватки. Наверное, учитывая небольшой хронометраж картины, такой ход может быть оправдан. Помимо структурной несбалансированности (драйвовый третий акт, но малодинамичные начало и середина), отчетливо видны сюжетные недочеты (например, притон с девицами охраняется сильнее, чем один из главарей банды) и нелогичность поступков главных героев. Впрочем, если бы Рэмбо или его племянница вели себя более обдуманно, то фильм оказался бы наполовину короче или вовсе бы не состоялся.

Стоит отметить, что, несмотря на сюжетные казусы и сценарные просчеты, картина все же может подкупить своей незамысловатой (если не сказать глупой) серьезностью и нетипичной жестокостью экшен сцен. В английском языке есть выражение «guilty pleasure»: от английского «guilty» - виноватый и «pleasure» - удовольствие. Выражение означает ситуацию, когда ты испытываешь удовольствие от чего-то, но потом за это становится стыдно. «Рэмбо 5» идеально подходит под это описание – ощущения от просмотра ленты могут оказаться очень противоречивыми. Поклонники Рэмбо после премьеры разделились, как это обычно бывает, на два противостоящих лагеря – одни ругают фильм за слабый сюжет и нескладную динамику, другие рады вновь видеть заслуженного ветерана на большом экране.

Так зачем же нужен этот абсолютно необязательный фильм? Перед самой концовкой главный герой даст ответ – чтобы помнили. Авторы признают, что этот «Рэмбо» создан в основном для ностальгирующих фанатов. Это проскользнуло в рекламной компании, отчетливо слышится в музыкальном оформлении ленты (которое интерпретирует мелодии оригинального фильма). Даже финальные титры выполнены в виде ретроспективы, в которой демонстрируются кадры из всех частей – от «Первой крови» (1982) до «Последней» (2019). В таком контексте плата за билет в кино кажется вполне оправданной. Ведь возможность в очередной и, наверняка, последний раз прикоснуться к легенде того стоит. Если же при словосочетании «Рэмбо – легенда» лицо морщится, а в голове начинают крутиться сомнения, то от просмотра можно смело воздержаться.

Похоже, это наша последняя встреча с Джоном Рэмбо в исполнении Сильвестра Сталлоне. И все же, как думаете, если они вдруг встретятся... кто победит - Джон Рэмбо или Джон Уик?