Найти в Дзене
IT Мастер

Не молчи на собеседовании в IT. Scrum за 5 минут.

Оглавление

Фреймворк для работы со сложными продуктами, который легко применять, но тяжело понять. Поэтому применять его можно уже через 5 минут, после прочтения. И пользу вашему проекту он тоже начнет приносить через 5 минут. Но для понимания Scrum понадобится практический опыт. Кстати, опыт вы тоже начнете получать сразу после применения :)

Scrum появился в начале 90-х. Тогда люди придерживались мнения, что правила следует строго соблюдать. По этой причине скрам требует соблюдения своих немногочисленных правил. Если не соблюдено хоть одно - это уже не скрам. Эти правила содержатся в событиях скрама. О них читаем ниже.

Спринт

Контейнер для всех событий. Длинна его максимум месяц. Но можно меньше. Чаще всего это 2 недели. За спринт делают новую функцию (или несколько) для продукта с нуля (с планирования) до состояния готовности выпустить в прод (промышленную эксплуатацию). Это приращение функциональности называется инкремент. Не путать приращение продукта и деплой продукта. Новые функции могут сразу не отдать клиенту.

Спринт планинг

Скрам команда набирает себе задачи на 2-4 недели вперед. Команда планирует как и что она будет делать . Какой объем работы она сумеет сделать за Спринт, без потери качества. На планинге не выясняют требования и не разбираются, что именно должно быть сделано. Вся информация уже должна быть подготовлена к этой встрече.

На встрече обязательно присутствуют: команда разработки, продукт овнер, скрам мастер. Могут быть приглашены эксперты от бизнеса, которые разбирают в вопросе, для которого пишут программу.

8 часов. Спринт планинг. Самое начало спринта.
8 часов. Спринт планинг. Самое начало спринта.

В итоге встречи у команды есть цель, ради которой они будут работать весь спринт и список задач (тасок) для достижения этой цели.

Дейли митинг

Команда разработки ежедневно, максимум 15 минут разговаривают о проекте. Цель разговора - быть на одной волне, на одной странице, одинаково знать о состоянии проекта. Целью не является отчет о проделанной работе. Цель - это подумать вместе как сдвинуть проект дальше.

Присутствует только команда разработки . Если пришел кто то еще - он или она просто молчат. Свои вопросы команде они зададут после митинга.

Проводится строго ежедневно и в одно и тоже время и всегда все присутствуют.

Дейли митинг. 15 мин. Ежедневно в одном и том же месте в одно и тоже время.
Дейли митинг. 15 мин. Ежедневно в одном и том же месте в одно и тоже время.

Обзор спринта

Продукт овнер и команда разработки отчитываются перед владельцами бизнеса (стейк холдерами), что они сделали. Это делается ради их отзыва на готовую работу. Благодаря отзыву можно узнать, где есть возможности улучшить продукт над которым работаем.

Отзывы на готовую работу являются самой важной частью скрама, ради которой он и построен. Нет отзывов - не знаешь, что сделать лучше. Не знаешь, что сделать лучше - проиграл в бизнесе.

На обзор тратится 4 часа для спринта длинною в 1 месяц. Меньше часов, если спринт меньше длинны. На 2-х недельный спринт - 2 часа.

Обзор спринта. 4 часа. В конце спринта
Обзор спринта. 4 часа. В конце спринта

Ретроспектива

После обзора спринта, в тот же день, проводится ретроспектива (ретро). Команда думает, как им работать быстрее и эффективнее в следующим спринте. Какие новые процессы придумать, какие технологии применить, какие вещи просто остановиться делать. Чем лучше работает команда, тем больше она успевает сделать.

Жизненно необходимо обсудить как люди в команде общаются друг с другом. Без постоянного общения не работает Scrum. Постоянное общение, построенное на уважении, честности, открытости, смелости в высказываниях, единственная жизненная необходимость для работы команды. Если команда не коммуницирует - нет scrum команды.

Результат обсуждения - минимум одно улучшение, которое можно записать как задачу и выполнить ее в следующем спринте.

Примеры: применять автотесты, нанять еще программиста, использовать jira, отдавать код на проверку двум подряд программистам

Присутствует вся скрам команда: скрам мастер, команда разработки, продукт овнер.

В начале важно сказать, что обсуждение строится исходя из того, что все в команде поработали на максимуме, с полной отдачей. Иначе встреча превратится во взаимные обвинения.

Мнение автора, что виноваты всегда процессы, а не люди.

Ретро. 3 часа. Все участвуют. Ищут, что можно улучшить в своей работе и в окружении
Ретро. 3 часа. Все участвуют. Ищут, что можно улучшить в своей работе и в окружении

Бэклог рефайнмент

Список задач должен быть подготовлен к спринт планингу. Задачи должны быть понятны и оценены по объему работ. На бэклог рейфайнтменте как раз это и делают.

Продукт овнер пишет список задач, которые нужно сделать. Это список задач называют бэклог. В каждой задаче написано, что нужно сделать. Иногда, даже как это нужно сделать.

На это встрече команда разработки читает каждую задачу, пытается понять, что нужно сделать. Если не понятно - продукт овнер отправляется ее переписывать. Если задача понятна, не зависит от других не сделанных задач, тестируемая и принесет пользу, то команда разработки оценивает объем работ.

Такие задачи уже можно нести на планирование спринта.

Бэклог рефайнтмент проводится несколько раз за спринт. Тратят на него 10% от времени спринта. Если спринт 1 месяц, то 16 часов. Если 2 недели, то 8 часов.

Выполнение правил

За тем, что бы все события состоялись отвечает Scrum мастер. Он помогает проводить эти встречи (фасилицирует) и следит за временем.

Скрам мастер ответственный за выполнением правил скрама. Он и или она делают это не как полицейский, а как наставник. Скрам мастер объясняет пользу от соблюдения правил. Когда польза очевидна и понятна - команда выполняет эти правила.

Итерации

Спринты идут один за другим, цикл за циклом. Как только закончился один - начинается следующий. Эта цикличность отражена в логотипе scrum

Официальный логотип организации Scrum.org, созданной отцами основателями scrum
Официальный логотип организации Scrum.org, созданной отцами основателями scrum