Формирование мировой колониальной системы.
Колониальная политика способствовала не только обогащению страны и расширению ее территориальных владений. Европейские государства преследовали более широкие цели, среди которых можно выделить экономические, политические, социальные, военно-стратегические и культурные.
В экономике и торговле преследовалась эксплуатация природных и людских ресурсов, в ряде случаев - метрополии имели прямой доступ к уникальным, редким ресурсам, в том числе и к их транзита. Характерно стремление к монополизации мировой торговли ими. Важную роль играла оптимизация торговых путей, рынков сбыта и ликвидация неудобных этнокультурных стран-посредников. Создание колоний способствовало достижение большей безопасности торговли, ее более оперативной силовой поддержке. Торговля получала лучшую правовую защищенность путем унификации правового поля, формирование имперских правовых стандартов, единой и понятной торговой культуры.
В социальной сфере наблюдается оптимизация социального баланса. В колонии отправляли заключенных, обездоленных, то есть таких, что не могут найти своего предназначения, изгоев, недовольных традициями, сложившимися в обществе обычаями, навязываемых им обществом социальной ролью, что не дает возможность развиваться, всех, кто мог бы быть опасным для государства. Управление колониями, колониальная администрация – хорошая школа для управленцев, а применение силы при решении важных местных конфликтов - способ поддержания в должном тонусе имперских вооруженных сил, практическая обкатка нового поколения чиновничества, обновление военной, политико-экономической, культурной элиты. Колониальная политика способствовала получению бесправной по сравнению с жителями метрополии, более дешевой или вообще бесплатной рабочей силы, в том числе "на экспорт" в места наибольшей потребности в ней или ее импорт в метрополию на "грязные", непрестижные, но общественно-полезные работы.
Процесс завоевания новых территорий также способствовал испытанию новых военных технологий, методик, тактик, ноу-хау, экспорт вредных отходов своих производств, возможность проведения рискованных военных, научных, промышленных, природных экспериментов, деятельности, результаты которой могли бы поставить под угрозу благополучие, здоровье, жизнь жителей метрополии. В ряде случаев - удобный способ сохранения подобного в тайне от общественного мнения империи и мира.
Конечно же, колониальная политика способствовала цивилизационной экспансии и координировала всю внешнюю политику страны в целом. Она как нельзя точнее отображает геостратегические интересы, способствует формированию системы опорных пунктов в ключевых точках мира для достижения большей мобильности вооруженных сил страны.
Позволяет осуществлять контроль за передвижениями войск, флотов, торговых дорог, миграциями населения других колониальных империй, способствует предотвращению проникновения последних в соответствующий регион. Здесь четко прослеживаются соображения имперского престижа, обретение большего геополитического веса при заключении международных договоров, дальнейших решениях о распределении сфер влияния в мире.
Все это позволяет осуществлять цивилизационную, культурную, языковую экспансию - и с помощью ее укреплять авторитетности, легитимности действующей власти в метрополии, колониях и остальном мире. Позволяет превратить имперских цивилизационных стандартов в общемировые.
Следует проследить пути становления колониальных держав Европы, поскольку их пути становления колониальных систем и внутренняя политика во многом имели схожие и отличительные черты. Это было связано, в первую очередь, по степени централизации самой страны-захватчика, а также с уровнем развития и состоянием экономики колоний.
Первыми на путь колониальных завоеваний встали Португалия и Испания. Путь Португалии в Африку и на восток проложил Васко да Гама, который в конце XV века. Обогнул Африку, достиг восточноафриканского побережья, а затем и Индии. Португальцы подчиняли богатые города-государства восточноафриканского побережья и западного побережья Индостана. Но они создавали лишь опорные пункты на побережье и редко продвигались вглубь захваченных территорий. Центром их владений в Индии стала колония Гоа, управляемая вице-королем. Ему подчинялось восточноафриканское губернаторство. Жители Восточной Африки награждали португальских правителей красноречивыми прозвищами: Афріті (на языке суахили — злой дух, жорстокосердий), Джо-ка (змей), Шетані (демон).
На протяжении XVI столетия португальцы вели борьбу против арабов, ранее владевших торговой монополией в бассейне Индийского океана. После выхода в Индийский океан Турции, захватившей в начале XVI века. Египет и распространившей свое влияние на страны Аравийского полуострова, португальцам пришлось бороться и против турецкого флота. В XVII ст. в Индийском океане заметно возросла активность Англии, Голландии и Франции, на Аравийском полуострове набирает силу султанат Омана. С его помощью города-государства Восточной Африки выгнали португальцев, которые до середины XVII века. Сохранили за собой лишь территорию современного Мозамбика.
Испанские колониальные владения были сосредоточены в Западном полушарии. Создав опорные пункты на островах Эспаньола (Гаити), Куба и др., испанские конкистадоры менее чем за полстолетия огнем и мечом утвердили свое господство на территории Мексики, Центральной и Южной Америки (за исключением Бразилии, захваченной Португалией, и Гвианы, ставшей владением Голландии и Франции). Высшим органом колониального управления была основана в Мадриде Совет по делам Индий (Колумб принял открытые им земли за Индию), подотчетный только королевскому правительству. Власть на местах осуществляли вице-короли и генерал-капитаны.
В 30-40-х гг. XVI века. Было образовано вице-королевство Новая Испания в Северной и Центральной Америке и Перу в Центральной Америке. Некоторые генерал-капитанства, включенные в их состав, пользовались фактической самостоятельностью и подчинялись непосредственно Мадриду. Вице-королевства и генерал-капитанства были разделены на провинции, которыми управляли губернаторы. Главными должностными лицами в городах были коррехидори и алькальди (от арабского «алькаді» — судья), в поселках индейцев — вожди и старейшины, власть которых передавалась по наследству. За пределами Америки Испания захватила Филиппины.
На огромных пространствах Южной Америки португальцы и испанцы установили режим жесточайшей колониальной эксплуатации. Коренное население было фактически лишено всех прав, и прежде всего прав на землю — главный источник его существования. Много земель было подарено монархами захватчикам-колонизаторам, постепенно происходило закрепление за новыми землевладельцами — португальцами и испанцами — местных жителей-индейцев. Их облагали различными податями, заставляли отбывать трудовую повинность на рудниках, плантациях, строительстве дорог.
Специфической формой хозяйствования колонизаторов стало так называемое плантационное рабство. После того, как в результате непосильной эксплуатации, болезней и голода коренное население Америки заметно сократилось, колонизаторы начали ввозить в латиноамериканские страны рабов, захваченных или купленных в Африке. Плантационное рабство получило наибольшее развитие в Бразилии, где выращивались сахарный тростник, рис, кукуруза и табак, а также в Вест-Индии, Венесуэле и Новой Гранаде. В рабство обращали и местных жителей. Труд рабов использовался не только на плантациях, но и на рудниках. Латинская Америка интересовала Португалию, Испанию и другие колониальные державы прежде всего как источник золота и других драгоценных металлов, за которыми снаряжались первые захватнические экспедиции, а также продуктов хозяйства плантации. Латиноамериканские страны долгое время были лишены некоторой хозяйственной самостоятельности, существовали жестокие запреты на выращивание целого ряда сельскохозяйственных культур, на торговлю между собой.
В конце XVI века. Буржуазная Голландия вступила в период бурной колониальной и торговой экспансии. Освободительная война соединенных провинций постепенно переросла в «торговые войны» против Испании. Их основной задачей стало устранение колониальной монополии испанцев и португальцев. Уже в 1595г. голландцы снарядили первую экспедицию в Индию.
В 1598 г. на восток отправились уже 22 корабля. В 90-е гг. XVI века. на севере Голландии возникает несколько компаний для торговли с Азией, которые в 1602. слились в единую компанию Ост-Индскую. Экономическая политика компании сводилась к эксплуатации населения и грабежа природных богатств. Объектами грабежа стали пряности – перец, корица, гвоздика, мускатный орех. При этом голландцы не гнушались никакими методами: на Цейлоне они использовали подневольный труд туземцев, которые собирали корицу за никчемный рисовый паек, в других районах колонизаторы заставляли местную власть поставлять им необходимые продукты. Процветала неравноправная торговля, когда за драгоценные пряности туземцам навязывалось лохмотья. Чтобы поддержать высокие цены на европейском рынке, колонизаторы безжалостно уничтожали целые плантации пряностей.
Колониальная экспансия Голландии была направлена и в Америку. В 1621 г.была создана Вест-Индская компания, которая в основном занималась грабежом испанских каравелл. В 1630 г. Голландцы захватили Бразилию, но не сумели удержать свои владения и в 1654 уступили Португалии. В тридцатых гг. XVII в. Голландцам удалось закрепиться на Кюрасао и проникнуть в Суринама (Гвиана). Но в 1674 Вест-Индская компания обанкротилась.
В XVII в. Голландия стала центром европейской и мировой торговли с центром в Амстердаме. Она была наследницей колониальной торговли Португалии. Основой первоначального накопления капитала в Голландии XV в. выступила массовая экспроприация крестьян и ремесленников.